Рождество, отмечаемое 25 декабря (7 января в
православии), имеет много общего с Сатурналиями, языческими праздниками,
которые римляне отмечали между 17 и 23 декабря в честь бога земледелия Сатурна.
К этому времени прекращались все сельскохозяйственные работы. Римляне во время
Сатурналий навещали родственников и друзей, обменивались подарками и устраивали
большие публичные банкеты. Праздники длились семь дней, и рабы пользовались
большей свободой: они могли носить господскую одежду, не выполнять свои
обязанности, не подвергаясь при этом никакому наказанию.
Начало празднования Рождества Христова 25 декабря относится к середине IV в., ко времени правления папы Юлия I, несмотря на веру в то, что Иисус Христос родился весной. Понтифик, возможно, намеревался таким образом обратить в христианство римских язычников. Позже, в 440 г., папа Лев Великий окончательно установил эту дату днем празднования Рождества Христова, а в 529 г. император Юстиниан официально объявил ее праздником Римской империи.
Первое представление вертепа, инсценировавшего рождение Христа, было выполнено святым Франциском Ассизским в канун Рождества 1223 года в пещере недалеко от скита Греччо (Италия). А вот традиция украшения рождественской елки происходит из Северной Европы.
Рождественский вертеп |
Рождественской елки как таковой не существовало во времена первых христиан, но существовал древний обычай: рубить дерево, чтобы украсить его, или, как это делали вавилоняне, оставлять под ним подарки. Тертуллиан, христианин, живший между II и III веками нашей эры, критиковал языческие римские культы, которым подражали некоторые из его единоверцев: развешивание лавровых венков на дверях домов и зажигание ламп во время зимних фестивалей.
С незапамятных времен дерево было символом плодородия и возрождения. Кельты, например, украшали дубы фруктами и свечами во время зимнего солнцестояния. Согласно их верованиям, это был способ оживить дерево и обеспечить возвращение солнца и возрождение растений весной. Христианству пришлось принять, но немного изменить эти языческие обычаи, поскольку было невозможным искоренить их совсем.
Легенда гласит, что в VIII веке в регионе Гессен в центральной Германии рос дуб, посвященный богу Тору. Каждый год во время зимнего солнцестояния ему приносили жертву. Миссионер Бонифачо срубил дерево на глазах у изумленных местных жителей и, прочитав Евангелие, поднес им ель, которая символизирует вечную жизнь, потому что ее листья всегда зеленые и потому что его крона указывает на небо.
Считается, что первая рождественская елка была установлена на площади Таллинна (Эстония) в 1441 году. В 1510 году в Риге (Латвия) местные купцы установили елку на рыночной площади города, украсив ее искусственными розами, танцевали вокруг нее и, наконец, подожгли. С тех пор елки стали символами Рождества.
И все же этот праздник не имеет к христианству никакого отношения, поскольку единственная дата, относящаяся к жизни Христа и упоминаемая в Священном Писании, связана не с его рождением, а со смертью, которая произошла в день иудейской Пасхи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий