суббота, 12 января 2013 г.

Чума XIV века, бич Божий (III)

Черная чума 1348 г.

Может быть, если повезет, явится врач, сопровождаемый помощником с горящим факелом (его дым должен очистить воздух от ядовитых испарений). Уткнувшись в губку с уксусом, отвернувшись и задерживая дыхание, он замерит пульс и даст какой-нибудь совет. Вот и все утешение. Особенно свирепствует чума там, где люди живут компактно – в больницах, монастырях, в тюрьмах, на кораблях. Каждый день умирают сотни. Давно уже не отпевают в церкви, городские кладбища переполнены. Даже воска для свечей не хватает, он страшно дорог. За городскими стенами роют братские могилы, иногда такие неглубокие, что бродячие псы легко вытаскивают трупы.

Каждый по-своему встречает Великую смерть. Кто-то запирается дома и с мрачной решимостью готовится ее принять, кто-то бравирует своей безрассудной беспечностью, полагая, что чему быть, того не миновать, а значит, самое время устроить «пир во время чумы». Авторитет  Святой церкви, непререкаемый в те ранние времена, все же пошатнулся, и не только потому, что многие священники малодушно бросали свою паству и бежали, словно языческий жрец на полотне «Последний день Помпеи». Другие тут же «налетали» и дрались за богатые приходы, чьи наместники пали жертвами чумы.

Были, конечно, и честные священники, врачи, чиновники, просто люди всех сословий, которые, рискуя жизнью, исполнили свой долг: оставались рядом с больными, утешали их, следили, чтобы не разворовали имущество умерших. «Бытовая» христианская мифология Европы с тех пор пополнилась новым важным сюжетом: стрелы Святого Себастьяна, поразившие плоть его, теперь осмыслялись как стрелы чумы.

В разгар мора «главные» монархи нашего континента организовали великое паломничество в Рим. Папа провозгласил 1350 год «юбилейным» (то есть по тогдашней терминологии просто «священным», особо значимым). Потому ли, что Господь услышал молитву, возносимую от порога престола святого Петра, но в конце этого года эпидемия начала стихать, и наступало время собирать камни.

Фландрия, Швеция, Дания, Германия опустели. На далеком острове Гренландия чума уничтожила все население вообще. В Страстную пятницу 1350 года умер король кастильский Альфонсо XI, единственная коронованная жертва чумы XIV века. Шотландское войско, выступившее против англичан, ослабленных черной смертью, было, не доходя до поля битвы, сокрушено ею же. И все. Правда, в 1352 году чума обходила последние свои провинции: северную Скандинавию и Россию, но здесь она была слаба, «вымерзла».

Удивительно, но некоторые – вроде бы совершенно произвольно выбранные (точнее не выбранные) на карте – города и земли эпидемия не тронула: Нюрнберг, Милан, часть Чехии. Почему так – Бог весть. Чума еще возвращалась в Европу, но никогда уже не неистовствовала так. Навсегда же она покинула наш континент после прощально вспышки в Провансе (1722 год). Может быть, ее возбудителя ослабили мутации, а может быть, изменения климата и условия обитания крыс. Но дело наверняка не в улучшении гигиены – она еще долго не выдерживала никакой критики. А самого «виновника» кровавого торжества – микроб  Yersinia pestis – нашел только в 1894 году швейцарский врач Александр Жерсин, изучая в «полевых условиях» гонконгскую эпидемию.


По подсчетам историков, с 1347 по 1352 год из 60-75 миллионов человек, населявших тогда Европу, вымерло никак не меньше трети. Многие монастыри, города и земли навсегда лишились былого значения. Церковь с трудом находила священников, чтобы обеспечить осиротевшие в одночасье общины. Во многих местах она так и оправилась от удара. Чума XIV века расшатал этические основы Средневековья (хотя, конечно, и не только она). В Европе забродил призрак Реформации.

Еще остался страх, цепкий и живучий. И сейчас любой слух о том, что где-то на земле проклюнулась чума, пробуждает человека к новой жизни в тоскливом или же распутном ожидании близкой смерти. Тотальная болезнь произвела такое неотразимое впечатление на западный мир XIV века, что имя ее не могло не сделать нарицательным. Теперь любая беда, несущая черты неотвратимости и касающаяся всех, называется чумой. Владимир Даль характеризует ее как «вообще любую повальную смертную болезнь». В XX веке – нацизм. В двадцать первом – терроризм…


Источник:
Кай Родемахер, ж-л «Geo» № 4. Апрель 2003 г.





Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com. Спасибо.
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please! Thank you.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...