среда, 8 мая 2013 г.

Трубадуры – певцы куртуазной любви. Окситанский феномен


Куртуазная любовь, воспетая трубадурами сотни лет назад, оказала огромное влияние не только на средневековое представление о любовных переживаниях, но и на отношение к женщине в целом. Представление, которое не исчезло в водовороте истории вместе с другими средневековыми ценностями, наоборот, пережив века, стало частью менталитета  западного общества.

Трубадуры
Разумеется, трубадуры средневековья не  ставили перед собой столь грандиозную  цель и все же их литературное наследие  не предано забвению  даже в нынешний век цифровых технологий. Доказательством тому служит сам термин  «трубадур», давно ставший частью многих языков,и сохранивший свое первоначальное значение: певца Любви и Прекрасной Дамы.

Зеленые холмы, ослепительное южное солнце, оливковые рощи, нескончаемые виноградники, лазурное море, отвесные белые скалы, увенчанные монументальными замками, и неистовый ветер – такова была и есть Окситания – родина  первых трубадуров.

До XIII века этот регион, включавший Прованс,  Лангедок и Аквитанию,  во многом отличался от северных областей Франции. Графы Тулузский и Овернский, герцог Аквитанский, виконт Нарбоннский и прочие менее знатные сеньоры Юга были практически независимыми правителями, не слишком считавшимися со слабой королевской властью Капетингов.

В их владениях процветала торговля с мусульманским Востоком, через их земли  шли многочисленные  паломники, держа путь в Рим или в аббатство  святого Якова Компостельского, а евреи не знали, что такое социальная или религиозная дискриминация. Подобное соприкосновение культур и вероисповеданий способствовало установлению в Окситании толерантного духа, так отличавшегося от религиозной нетерпимости, присущей северофранцузским землям.

Другой предпосылкой появления трубадуров именно в Окситании,  по мнению многих исследователей, является влияние арабской культуры Андалусии. В начале XII века в южных областях Испании все еще господствовали арабы. Как и на Востоке, при андалузских дворах любой праздник сопровождался исполнением песен о любви. Со временем утонченное новшество переняла окситанская знать  и мода на воспевание мирской любви быстро распространилась на юге Франции к немалому раздражению католической Церкви.

Таким образом, появление  трубадуров  стало закономерным этапом культурно-исторического развития Окситании.  Да и сам термин трубадур происходит от староокситанского слова “trovador”, то есть «находящий новое», «изобретающий». Он как нельзя лучше определяет  многогранный талант, которым должны были обладать средневековые трубадуры. Действительно, певцы куртуазной любви сами слагали песни на окситанском языке*,  сами подбирали к ним  музыку и, как правило, сами же исполняли  свои произведения перед знатными сеньорами или друзьями. Другими словами, трубадур – это поэт, композитор, певец, а зачастую и актер, в одном лице.

Ведя кочевую жизнь, переезжая из замка в замок, трубадуры  служили источником последних новостей и сплетен, а также нередко использовались могущественными сеньорами в качестве курьеров. Правда, бродячую жизнь вели только те из них,  кто не имел наследственных  феодов и вынужден был скитаться в поисках богатого покровителя. Без сомнения, им, кроме таланта, необходимо было еще обладать немалым личным обаянием.

Однако некоторые из певцов куртуазной любви имели счастье родиться в благородном семействе. Им, разумеется, не приходилось бродить по горам и весям, своим талантом они блистали исключительно среди равных себе. Одним из них был герцог Аквитании Гильом IX. Его поэтические произведения – самые ранние из сохранившихся кансон, по этой причине Его Светлость вошел в историю средневековой литературы, как первый трубадур.



*Латинский язык – наследие римских легионеров – со временем трансформировался в два языка: на юге Франции говорили на языке ок, известном так же, как окситанский или провансальский язык, в то время как  на севере  говорили на языке ойль, часто называемом старофранцузским.   Эти два языка различались произношением слова да: на юге его произносили, как ок (oc), а на севере, как ойль(oïl).


Источник:
 «Повседневная жизнь во времена трубадуров: XIIXIII века»; Ж. Брюнель-Лобришон, К.Дюамель- Амадо.




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com. Спасибо.

If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please! Thank you.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...