Переход от
Средневековья к Возрождению происходил в разных сферах жизни постепенно,
включая костюм. Раньше всех западноевропейских стран на этот путь ступила, как
известно, Италия. Именно княжества Апеннинского полуострова задавали тон в моде
эпохи Возрождения. Другие страны Европы перенимали тенденции в развитии
костюма, расцветке тканей и даже за идеал
красоты брали итальянский образец.
Так,
например, если Средневековье ценило в женщине бледность и хрупкость, то итальянский
Ренессанс отверг худобу и белый цвет лица, провозгласив модным легкий румянец.
Волосы золотистого цвета или цвета меда (как тут не вспомнить картины
Тициана!), припухлая нижняя губа, карие глаза, длинные ноги, мускулистые
предплечья, широкая грудь – вот идеал красавицы эпохи Возрождения.
Идеал женской красоты эпохи Возрождения |
Костюм так
же претерпел изменения. Широкая, не стесняющая движений одежда с разрезами,
кожаные просторные башмаки – вот главные особенности костюма того времени. И
если в одежде молодых людей сохранялось определенное изящество, то зрелые
мужчины предпочитали широкоплечие обширные наряды.
Мужской костюм эпохи Возрождения |
Штаны и
пурпуэн были основными элементами
мужского костюма эпохи Возрождения. Плотно облегающий с искусственно выпуклой грудью
пурпуэн, от талии расходился баской.
Он шился из гладкой или узорной ткани. Украшался орнаментальной тесьмой,
кружевами, шнурами, складками. Рукава пурпуэна часто не пришивались, а
привязывались, поэтому в просветах между завязками виднелась нижняя рубашка.
Пурпуэн эпохи Возрождения |
К слову
сказать, в XIV-XV
веках рукава чаще всего
пристегивались булавками или привязывались шнурками и лентами. Впрочем, такой
способ крепления рукава в женском платье не исчез полностью вплоть до XVIII века. Если же рукав все-таки пришивали, то только по плечу,
оставляя свободным под мышкой.
Штаны-чулки в свою очередь так же крепились к пурпуэну
с помощью завязок. Штанины можно было надевать как вместе, так и по
отдельности. Они могли быть одноцветными или сшитыми из ткани разных цветов. В
этой области ничего не изменилось со времен Средневековья. Кстати, штаны-чулки
могли служить в качестве дорогого подарка. Так, сэр Томас Грешем подарил английскому
королю Эдуарду VI пару длинных
шелковых испанских чулок.
Штаны-чулки (шоссы) |
А вот в XV-XVI веках популярными стали
шарообразные штаны, форма и объем которых варьировались в зависимости от причуд
моды. Они надевались поверх чулок, украшались разрезами, причем в самых разных
направлениях, буфами, вышивкой, лентами. Нередко объем шарообразных штанов
увеличивали при помощи подкладки из тряпок, пакли и даже отрубей.
Варианты шарообразных штанов |
Нательная рубашка – еще одна часть костюма эпохи
Возрождения, которой придавалось особое значение. Во-первых, ее могли просто
имитировать, делая вставки из ткани, собранные в буфы. Во-вторых, шить из шелка
и тонкого льна, обязательно сильно присбаривая по круглому или овальному
вырезу. Длинный рукав заканчивался сборками, поверх которого нашивался манжет.
У модников рубашки, кроме того, украшались вышивкой, накладками из металла или
драгоценностями.
Рубашка со сборками видна в разрезах |
Гупелянд или тапперт представлял собой плащ-накидку с
рукавами, полы которого шли встык или находили одна на другую. Он шился как на
подкладке, так и без нее. Исключение составлял придворный тапперт: он, как
правило, не имел рукавов. В повседневной жизни, а также на официальных приемах,
пожилые мужчины, напротив, предпочитали широкие длинные рукава, отороченные
мехом.
Виды тапперта |
Помимо
тапперта носили безрукавные плащи,
крепившиеся на плечах при помощи шнуров
и пряжек. Их длина зависели от возраста владельца: молодые люди надевали
короткие плащи, в то время как зрелые мужчины и военные – длинные, сшитые из
дорогой ткани (шелка, бархата, атласа) на подкладке. В эпоху Возрождения плащи
приобретают сложный крой: овал, полукруг, с пелериной на вытачках и т.д. Во
время дуэлей их наматывали на руку, и, таким образом, они выполняли функцию
своеобразного щита.
Короткие плащи и кожаные туфли |
Обувь (сапоги, башмаки, туфли) в эпоху Возрождения
продолжала шиться из сукна, войлока и мягкой кожи. Модное нововведение –
небольшой каблук – появляется лишь в конце XVI века. Однако обувь щедро
украшалась лентами, декоративными шнурами, розетками. Кроме того, большое
значение щеголи той поры придавали форме выреза туфли.
Аксессуары, например кошельки, носили на
поясе, а носовые платки в руке, пока еще не применяя их по назначению. Они,
скорее, служили наглядной демонстрацией искусства вышивальщицы. В XV веке появляется кружево, сплетенное из золотой нити в
замысловатые геометрические узоры. В это же время издаются первые сборники
кружевных узоров, сначала в Италии, а затем по всей Западной Европе.
Кружево эпохи Возрождения |
Как уже
было сказано, Италия диктовала моду в эпоху Возрождения. Этому в немалой
степени способствовало развитое производство
тканей. Венеция, Генуя, Флоренция, Милан славились набивными и шелковыми
тканями. Итальянские шелка ценились за высокое качество и разнообразие фактуры.
Например, тяжелая парча с золотым или серебряным фоном украшалась бархатным или
шелковым узором; цветной или однотонный бархат мог быть расписанным, вышитым,
двухворсным или тисненым.
Узоры "Цветок граната" и "Львы" |
Конечно,
Италия не была единственной европейской страной, где процветало ткачество. Так,
в городах Утрехт и Брюгге (Голландия) выпускали тисненый бархат и набивные
ткани из льна так же, как и в немецких городах по Рейну. Производство тканей было
развито, кроме того, во Франции и Испании. Что касается узоров, то модными
считались узоры с рельефным изображением драконов, львов, птиц, листьев.
Готовые платья расшивались драгоценными камнями, жемчугом, поэтому весили порой
до 40 кг. Но, вероятно, самым популярным узором был стилизованный цветок
граната. В ткачестве он продержался почти двести лет (XV-XVI вв.).
Таковы
основные черты одежды эпохи Возрождения. О прическах той поры подробно можно прочитать
здесь.
Источники:
Захаржевская Р. «История костюма»
Каминская
Н. «История костюма»
Иллюстрации взяты из книг-источников; кроме того,
использованы репродукции картин итальянских художников периода Ренессанса.
Если вы
хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку
на источник sundukistorii.blogspot.com.
If
you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий