Территория
Византии включала в себя восточные провинции, некогда принадлежавшие Римской
империи: Грецию, Египет, Малую Азию, Сирию. Поэтому в эпоху раннего
Средневековья в византийском костюме сочетались детали античной одежды и
традиции Востока, подвергшиеся влиянию христианской религии. Барельефы, иконы,
мозаики того времени – вот основные источники, по которым изучается
византийская одежда.
Местные
ткачи слыли искусными мастерами. Они производили шелковые, парчовые, шерстяные
ткани в основной плотной (неэластичной) фактуры, расшитые драгоценными камнями,
серебряными или золотыми нитями. Затканный рисунок был четким, крупным,
орнаментальным; если речь шла об одежде императора или знати, то на ткани часто изображались лев и орел – символы власти.
Византьийская ткань
|
Простая по
крою форма одежды, напоминавшая футляр, появилась еще в Римской империи, а в
Византии стала основной. Под ней скрывались изгибы человеческого тела, что
максимально соответствовало религиозным представлениям эпохи – телесная
чувственность объявлялась греховной, следовательно, тело необходимо было
всячески маскировать.
Тем не
менее Церковь не имела ничего против вопиющей роскоши – византийская одежда,
включая ритуальное облачение церковнослужителей, отличалась излишней
декоративностью и обилием ювелирных украшений.
Мужской костюм Византии
Пенула,
туника, лорум, штаны, палудаментум – вот составляющие части мужского костюма. И
хотя названия со времен Римской империи остались практически теми же, но формы
заметно изменились. Так, в византийской одежде почти исчезли мягкие античные
драпировки, замененные тяжелыми цилиндрическими фалдами.
Туника с длинными, сужающимися книзу рукавами, по крою
напоминала позднеримскую. По ее длине и качеству использованной ткани можно
было судить то, к какому социальному классу принадлежит ее обладатель. Короткие
туники (выше колен)носила беднота, кроме того, их одежда не украшалась каймой и
вышивкой.
Верхней
одеждой низших сословий был плащ, а император и знать носили палудаментум. Например, на мозаике из
церкви св. Виталия (Равенна) император Юстиниан изображен в белой тунике,
рукава и боковой разрез которой украшает вышивка. Пурпурный палудаментум
застегнут на плече фибулой с подвесками. Грудь императора украшает золотая
узорная парча, а обут он в вышитые башмаки. Костюм
придворных почти такой же, только его цветовое решение иное.
Мужская византийская одежда
|
Кроме того,
в VII веке обязательной деталью
костюма императора становится лорум
– длинный широкий шарф, украшенный драгоценными камнями. Обувью для всех
сословий и полов служили либо мягкие башмаки, либо сапоги, подвязанные узкими
ремешками. Колпак с тульей в форме сферы (как вариант, остроконечный) и немного отстающим околышем – таков мужской
головной убор византийцев.
Лорум
|
Византийский головной убор
|
Женский византийский костюм
Гардероб
знатных византиек состоял из туники, столы, пенулы и мафория. Общий силуэт
женского костюма, полностью закрывающего тело, напоминал цилиндр. Императрица
Феодора, изображенная на мозаике, одета в белую вышитую по низу столу, поверх которой накинута мантия с
широкой орнаментальной каймой. Расшитые золотой нитью башмаки, венец и широкое
ожерелье с драгоценными камнями, покрывающее плечи, дополняют костюм
императрицы.
Женский византийский костюм |
Придворные
дамы одеты в одноцветные столы, украшенные вышивкой. К слову, этот вид
рукоделия не просто высоко ценился, но и во многом определял византийский стиль
в одежде. На плечи знатных дам накинуты узорчатые пенулы. Вообще, объединение в
одном ансамбле однотонной и узорной ткани – одна из особенностей женской
византийской одежды.
Женская византийская одежда |
Представительницы
других социальных слоев, разумеется, одевались в платья из дешевых материалов,
сохраняя неизменной цилиндрическую форму одежды. В Византии появилась также
накидка, покрывающая голову и верхнюю часть женского тела. Называлась она «мафорий».
Концы мафория перекрещивались спереди, а затем перебрасывались на спину. Все
святые и мученицы на русских иконах изображены в подобных накидках, что, в
общем-то неудивительно, если учесть влияние соседней
Византии.
Однако не
только древнерусские княжества испытали на себе влияние византийского стиля в
одежде. На протяжении долгого времени средневековая европейская мода так
же следовала византийскому образцу. Впрочем, им вдохновляются и некоторые современные модельеры. Вот,
например, два платья из коллекции английского дизайнерского дома «Александр
Маккуин». Сама же коллекция 2010 года стала современной версией византийского
стиля в одежде.
"Византийская" коллекция дизайнерского дома "Александр Маккуин" |
Источники:
Каминская
Н. «История костюма»
Иллюстрации: некоторые взяты из книги-источника
Если вы
хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку
на источник sundukistorii.blogspot.com.
If
you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий