Антиохия
времен Второго крестового похода была великолепным городом с монументальными
крепостными стенами, зелеными садами, храмами и рынками полными диковинных
товаров. Алиенора должна была чувствовать себя здесь почти как дома, ведь
прелаты и многие рыцари были выходцами из ее родной Аквитании, поэтому при
антиохийском дворе говорили на провансальском языке.
Алиенора,
без сомнения, очень обрадовалась встрече с дядей, который разделял с ней когда-то детские игры
во дворце Омбриер. Впрочем, сам по себе Раймунд де Пуатье, младший сын Гильома Трубадура, заслуживает того, чтобы уделить ему несколько слов. Незадолго до того, как Алиенора вышла замуж
за Людовика Французского, Раймунд поступил на службу к английскому королю
Генриху Боклерку, который посвятил его в рыцари в 1136 году.
Вскоре
после этого, соблазнившись предложением Иерусалимского короля Фулька, Раймунд с
несколькими спутниками под видом странствующего торговца тайно отправился в
Святую Землю. Чем же Фульк так его заинтриговал? Возможностью стать князем
Антиохии, где в то время правила Алиса,
вдова Боэмунда – нормандского барона, захватившего город во время Первого
крестового похода. Будучи женщиной властолюбивой, Алиса не собиралась
передавать правление дочери Констанции. Более того, она вступила в переговоры с
турками.
Такое
положение вещей не устраивало короля Иерусалима, и он, по совету своих баронов,
решил предложить Раймунду де Пуатье жениться на Констанции и устранить
честолюбивую тещу от власти. В Англию был отправлен гонец, его тайная миссия
увенчалась успехом: Раймунд прибыл в Антиохию, заручился помощью местного
патриарха и наконец предстал перед Алисой.
Если бы
Гильом Трубадур был жив, он наверняка гордился бы сыном, ибо то, что произошло
дальше, было как раз в его духе. А произошло следующее: Раймунд объявил княгине
Алисе, что прибыл в Антиохию ради того, чтобы на ней жениться. Вдова была
польщена. Сын герцога Аквитании, молодой красавец просит ее руки! Конечно, ему
было позволено свободно перемещаться по городу и заводить знакомства среди
рыцарей.
Вскоре,
однако, Алису постиг удар – ей доложили, что в кафедральном соборе патриарх
венчает аквитанца с ее дочерью. Ей ничего не оставалось, как удалиться от двора
в провинцию. Таким вот образом Раймунд де Пуатье стал князем Антиохии и правил
ею уже более десяти лет к тому времени, как в его владения приехала племянница
Алиенора Аквитанская.
* * *
Алиенора и
Людовик провели в Антиохии всего 10 дней, но они не только внесли разлад в их
отношения, ставший причиной развода, но в перспективе повлияли на ход истории,
в первую очередь Франции и Англии. Так что же произошло весной 1148 года
Антиохии?
Кажется
естественным обратиться к хроникам той поры, где можно было бы обнаружить
повествование очевидцев об интересующих нас событиях. Но капелан и
духовник короля Франции, Эд Дейский,
обрывает свою летопись Второго крестового похода приездом королевской четы в
Антиохию.
Сам Людовик
в своих письмах к Сюжеру, аббату Сен-Дени, оставленному управлять Францией в
его отсутствие, ни словом не обмолвился о конфликте с женой. Это не означает,
что Сюжер оставался в неведении, скорее всего, он получал устную информацию от
гонцов, доставлявших письма короля в Париж. Об этом свидетельствуют его
ответные послания:
«По поводу королевы, Вашей супруги, мы осмелимся
посоветовать Вам, ежели сие, однако, будет Вам угодно, утаить горечь своего
сердца, если таковая имеется, вплоть до того, пока Вы, будь на то воля Божья, не
вернетесь в королевство и не примите решений насчет этого дела и других».
По причине
молчания Эда Дейского историкам приходится черпать сведения об инциденте в
Антиохии из записей, оставленных другими авторами, которые, к сожалению, не
были очевидцами того события. Такова, например, «Церковная история» Иоанна
Солсберийского. В этом труде автор объясняет ссору между Алиенорой Аквитанской
и Людовиком той непринужденностью, с которой ее дядя обращался с ней, а также их
постоянными и долгими разговорами.
Все это, по
словам Иоанна Солсберийского, пробудило подозрения Людовика. «Эти подозрения усиливались, тем более что
королева захотела остаться там, тогда как король готовился отправиться дальше».
Действительно, Раймунд уговаривал французского короля пойти вместе с ним на Алеппо.
Однако Людовик заявил, что его главная цель – Иерусалим, в конце концов, в
поход он отправился как паломник.
Дальнейшие
уговоры имели обратный эффект – ревнивые подозрения Людовика VII только усилились. Тем более после того, как Алиенора
захотела остаться в Антиохии под покровительством дяди, а на угрозу короля
увезти ее силой, ответила, что «им более
нельзя оставаться вместе, как подобает супругам, ибо они приходятся друг другу
родней в четвертом или пятом колене».
Другими
словами, Алиенора Аквитанская завела речь о разводе на основании кровного
родства. Поступок дерзкий как для королевы, так и просто для женщины, ведь речь
идет о XII веке. Как правило, решение о
расторжении брачных уз исходило от супруга. Не удивительно, что Людовик «был
крайне смущен случившимся». Конец этого драматического эпизода Иоанн
Солсберийский описывает так:
«Среди секретарей короля был рыцарь-евнух, Тьерри
Галеран, коего королева всегда ненавидела, имея обыкновение насмехаться над
ним... Ему удалось, с большой дерзостью и отвагой, убедить короля не давать
согласия Алиеноре остаться в Антиохии, ведь под покровом родства скрыта любая
вина; и потому, что для Франции было бы вечным позором, если бы, помимо прочих
перенесенных невзгод, о короле говорили, что его покинула супруга или что ее у
него отобрали.
И он (Тьерри) поступил подобным образом либо
потому, что он ненавидел королеву, либо потому, что считал так на самом деле,
возможно, под влиянием людских сплетен. А посему королева была вынуждена
покинуть (Антиохию) и отправиться с королем в Иерусалим. Эта обида между
супругами росла и оставалась в их сердцах...»
Иоанн
Солсберийский записал эти слова после того, как королевская чета на обратном
пути из Палестины получила аудиенцию у папы Евгения III. Понтифик знал о серьезном разладе между супругами,
знал, что возвращались они на разных кораблях, что судно Алиеноры было захвачено
византийцами, но, к счастью, отбито нормандцами с Сицилии. Папа, используя свой
авторитет, сделал все, чтобы примирить Людовика и Алиенору, особо подчеркнув,
что с точки зрения Церкви их родство не столь близкое, поэтому о расторжении
брака не может быть и речи.
Казалось,
вмешательство папы принесло плоды: супруги вернулись во Францию и в следующем
1150 году у них родилась вторая дочь Алиса. Но согласие, утерянное ими в Антиохии,
не восстановилось. Вскоре после смерти Сюжера в январе 1151 года идея развода
снова приобрела силу, причем на этот раз, похоже, не только Алиенора, но и
Людовик желал освободиться от семейных уз. Аббат Сюжер, главный советник
короля, пока был жив, уговаривал Людовика сохранить брак, руководствуясь
политическими причинами. Действительно, развод королевской четы означал потерю
для Франции Аквитанского герцогства.
Но это не
остановило Людовика VII, и в 18 марта 1152 года
на церковном соборе в Божанси несколько свидетелей как со стороны короля, так и
со стороны Алиеноры Аквитанской, под присягой поклялись в том, что супруги
состоят в той степени кровного родства, при которой вступление в брак запрещено
Церковью. Прелаты во главе с архиепископом Бордоским Жоффруа де Лару (венчавшим 15 лет назад эту пару) объявили, что брак французского короля аннулирован.
Но
инцидент, происшедший в Антиохии, не просто стал причиной развода Алиеноры
Аквитанской, он породил легенду о ней, которая жива до сих пор. Складываться
она начала еще при жизни королевы, обрастая со временем самыми невероятными
слухами. Резюмируя современные исследования историков-медиевистов, можно
выделить три точки зрения на то, что же послужило причиной антиохийского
конфликта. Одни ученые, склонны доверять средневековым авторам, обвинявшим
Алиенору Аквитанскую в кровосмесительной связи с дядей Раймундом.
Другие
занимают противоположную точку зрения, считая, что порочащие королеву слухи
возникли из-за того, что Людовик и его советники не могли примириться,
во-первых, с желанием Алиеноры (женщины!) влиять на политические решения мужа,
когда она вместе с дядей уговаривала Людовика осадить Алеппо. Во-вторых, с ее
желанием самостоятельно принимать решения, когда Алиенора заявила о намерении
остаться в Антиохии после отказа короля. И, в-третьих, с ее инициативой в
вопросе расторжения брака, после того как муж пригрозил увезти ее силой.
Безусловно,
по меркам средневекового менталитета, Алиенора Аквитанская была кругом
виновата. Что же касается обвинения в адюльтере с собственным дядей, тут можно
только гадать. Современники описывали Раймунда как высокого, красивого и хорошо
сложенного мужчину. Кроме турниров, он любил поэзию трубадуров, куртуазную
жизнь, веселье и, подобно своему отцу, легко превращал свои злоключения в тему для забавных рассказов. То есть
Алиеноре он был по духу намного ближе, чем собственный муж, более склонный к
жизни религиозной.
Однако,
насколько правомерно утверждать, что отношения между ними перешли границы
простых родственных уз? На это никто с уверенностью не может дать ответ.
Поэтому третья группа историков придерживается того мнения, что Алиенора в
каком-то смысле все же дала повод современникам осуждать ее. Тем не менее представление о ней, как о женщине
исключительно порочной – не более, чем легенда, изложенная некоторыми
средневековыми авторами в угоду французскому королевскому дому. И случилось это
уже после того, как Алиенора Аквитанская стала королевой Англии.
Предыдущая статья "Алиенора Аквитанская – путь на Восток"
Следующая статья "Алиенора Аквитанская – королева Англии"
Источники:
«Алиенора Аквитанская. Непокорная королева»,
Жан Флори
«Алиенора Аквитанская», Режин Перну
«Алиенора Аквитанская. Бабушка средневековой
Европы», Наталия Басовская
Если вы
хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку
на источник sundukistorii.blogspot.com.
If
you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий