Начало XIX века – период позднего классицизма. С момента
провозглашения Наполеона Бонапарта императором Франции (1804 г.) в костюме и
парикмахерском искусстве наблюдается возврат от подчеркнутой простоты к
пышности и даже помпезности. Как и прежде, веяния французской моды в короткий
срок распространились по всей Европе, «учредив» новый стиль – ампир (фр. empire – империя).
Женщины
продолжали укладывать волосы «под Тита». Появившись еще во времена Директории
(1795 – 1799 гг.), эта прическа оставалась популярной вплоть до 1815 года.
Форма ее напоминала античные прически Древнего Рима и Греции. А вот парики и
пудра, долгое время правившие бал, с появлением стиля ампир окончательно канули
в Лету. Приветствовался натуральный цвет волос, хотя модными считались любые
оттенки каштанового.
Прическа "под Тита" |
Главной же
особенностью женских причесок в стиле ампир стали по-разному завитые локоны.О
разнообразии их форм свидетельствуют названия: трубчатые локоны, спиральные,
ленточные и т.д. Причем разные виды локонов парикмахеры-виртуозны могли легко
сочетать в одной укладке. В 1810 году в локоны стали завивать короткие волосы.
Прическа "а-ля Каракалла" (женский вариант) |
Парикмахеры
тщательно изучали античные образцы, воссоздавая их затем в укладках «а-ля
Клеопатра», «а-ля Ливия» и пр. Так, греко-римская прическа «нодус» возродилась
именно в период стиля ампир. Ее характерные черты – объем волос надо лбом,
жгутообразный ободок вокруг головы и внизу на затылке небольшой узел.
Прически: с объемом на затылке (а), на макушке (б) |
Тогда же
большой популярностью у дам стала пользоваться прическа «а-ля Нинон». Волосы на
висках и надо лбом завивали в плотно прилегающие к голове локоны, на затылке
укладывали в букли, а макушку украшали пером. К этому времени относится также
использование шиньонов, закрепленных с помощью шпилек, сеток и гребней. Дамы
продолжали пользоваться духами и косметикой (белилами, румянами, карандашом для
губ, помадой), но делали это весьма умеренно.
Во время
господства стиля ампир в парикмахерском искусстве сформировались тенденции,
заложившие основание последующего стиля – бидермейер. Например, впереди волосы
делили на прямой пробор, зачесывали на виски и завивали в локоны. Сзади
поднимали вверх на макушку, где формировали декоративный пучок или прикрепляли
шиньон. Такую прическу, как правило, украшали цветами, нитями жемчуга, брошами,
заколками, диадемами.
Мужские прически в стиле ампир во многом
сохранили тенденции времен Директории. Модными оставались стрижки «а-ля Титус»,
«а-ля Каракалла». Правда, исчезла их нарочитая небрежность, поэтому прически
стали выглядеть более аккуратными.
Мужские укладки того времени очень напоминали петушиный гребень (кок), возвышавшийся
надо лбом. С другой стороны, волосы все чаще стали зачесывать к лицу, называя
такие прически «дыханием ветра». Тогда же в моду вошли проборы и бакенбарды
«акульи плавники» и «фавориты». Подражая Наполеону, мужчины стали пользоваться
одеколоном.
Прическа с коком |
Прическа "Дыхание ветра" |
Прическа "а-ля Каракалла" (мужской вариант) |
Походы
Наполеона на Восток внесли изменения в женские головные уборы. Тюрбаны и чалмы делали из кисеи, парчи, бархата,
мериносовой шали, украшали перьями, брошами и драгоценными камнями. Долгое время у дам были очень популярны шляпы, называемые "кибитка". В мужском
костюме утвердилась шляпа-цилиндр английского образца из велюра или фетра с
узкими дугообразными полями.
Шляпа-кибитка и чалма из шали |
Источники:
«Iсторiя перукарськоi справи» пiд ред. Орлова В.Ф.
Каминская
Н. «История костюма»
Некоторые иллюстрации взяты из книги «Iсторiя перукарськоi справи» пiд ред. Орлова В.Ф
Если вы
хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку
на источник sundukistorii.blogspot.com.
If
you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Спасибо очень интересно и информативно
ОтветитьУдалить