пятница, 21 февраля 2014 г.

Почему Церковь запрещала рыцарские турниры?


В средневековом обществе Церковь играла важнейшую роль, влияя на все сферы повседневной жизни. Поэтому возникновение турниров и увлечение ими рыцарей было практически сразу же замечено, оценено и категорически осуждено святыми отцами. С начала XII века Церковные соборы один за другим запрещали, хотя и тщетно, рыцарские турниры.

«Мы запрещаем эти бои и эти празднества. Запрещаем безусловно. Тем, кто на них встретит смерть, не будет, правда, отказано в последней исповеди и предсмертном причастии, но да не будут их тела погребены по-христиански в церковной ограде!»


Средневековый рыцарский турнир 

Для наших современников, скорее всего, подобная угроза покажется ничего не значащей, но только не для средневекового человека. Тем не менее популярность рыцарских турниров продолжала расти. Появившись в Северной Франции, они постепенно «завоевали» всю Западную Европу, несмотря на противодействие церковных властей. Почему же Церковь запрещала рыцарские турниры?

Говоря коротко, из-за их исключительно светского характера. Одним из основных мотивов, побуждавших рыцаря принимать участие в турнире, – была жажда славы,  почестей, возможность привлечь к себе внимание. То есть на ристалище рыцарь шел, движимый гордостью и честолюбием, которые осуждались Церковью. Впрочем, сами рыцари рассматривали турниры, как возможность продемонстрировать личную отвагу и доблесть – качества не только ценимые в их среде, но и воспеваемые еще со времен Гильома IX, герцога Аквитанского.

Другая причина, по которой Церковь запрещала рыцарские турниры, – это их моральный аспект. Бои собирали множество зрителей, в том числе и женщин, чьей любви добивались рыцари. Даже вначале, когда еще  не было трибун для публики, и дамы могли следить за боем только с высоких крепостных стен, у которых, собственно, и проходили в то время турниры, по их окончанию они разыскивали на улицах города особо отличившихся рыцарей, чтобы выразить им свое восхищение.


Рыцарский турнир, награждение победителя

Позднее, начиная с 1180 года, победители боев на копьях уже принимают награду из женских рук. Турниры превращаются, по сути, в праздники, после которых и мужчины и женщины не прочь были окунуться в омут галантных приключений. Об этом свидетельствуют как литературные произведения той эпохи, так и церковные авторы, клеймившие турниры за их пособничество разврату. Например, проповедник Жак де Витри разоблачал 7 пороков, свойственных участникам боев на копьях: гордость, зависть, ненависть, гнев, алчность, хвастливость и сладострастие.

Под осуждение Церкви попала и материальная выгода – добыча, получаемая победителем в конце турнира. Хотя европейская аристократия заметно обогатилась в XI-XII веках за счет откупных платежей со стороны освобождавшихся от крепостной зависимости крестьян, а также благодаря наметившемуся прогрессу в сельском хозяйстве, однако новый образ жизни требовал от нее баснословных трат. Одни только доспехи и одежда стоили недешево, а ведь рыцарь должен был еще устраивать пиры, дарить роскошные подарки, проявляя щедрость – одну из составляющих его кодекса чести. С другой стороны, обедневшие рыцари и младшие сыновья знатных семей, постоянно находившиеся в поисках денег, в мирное время могли рассчитывать лишь на добычу, которую по правилам рыцарского турнира получал победитель.

Рыцарский турнир, бой на копьях

В этой связи примечательна «История Гильома ле Марешаля». В 1167 году, в начале своей «карьеры», из-за отсутствия средств на экипировку, на турнир он приходит пешком. А возвращается не просто на коне, но с четырьмя сменными лошадьми в придачу. Кроме того, несколько одержанных на турнире побед, позволили Гильому еще и одеться, как подобает благородному рыцарю. Спустя десятилетие победа в другом бое на копьях принесла ле Марешалю 12 лошадей и выкуп, уплаченный десятью плененными им рыцарями. В общей сложности, как подсчитал наш герой в конце жизни, он получил выкуп от пятисот побежденных, собрал целый арсенал оружия и построил конюшню для боевых лошадей.

Итак, жажда материальных благ, к коим причисляются трофеи (лошади, сбруя, оружие, одежда) и денежный выкуп, была еще одной причиной, по которой Церковь запрещала рыцарские турниры. Впрочем, она охотно принимала в качестве дарственных приношений, взятое на них добро. Или, как в случае с умирающим Гильомом ле Марешалем, клирики сами настаивали на том, чтобы всю добычу, полученную им когда-либо на турнирах, он завещал Церкви.


Рыцарский турнир в Средние века

Но была еще одна причина – это бессмысленные неоправданные убийства. Конечно, во время турниров погибало значительно меньше рыцарей, чем во время войн. Тем не менее от смертельного исхода не был застрахован никто. Например, в 1175 году на турнире ударом копья был убит граф Конрад. В 1186 году –  смертельно ранен английский принц Джефри (Жефруа), сын Алиеноры Аквитанской и Генриха II Плантагенета. В 1239 году одна из хроник Германии засвидетельствовала, что участники турнира «вдруг обезумели», в результате на поле осталось около 80 убитых рыцарей.

По этим основным причинам Церковь запрещала рыцарские турниры, которые в своих постановлениях именовала не иначе, как отвратительными боями на копьях. Почти двести лет осуждений и запретов мало что изменили. И в 1316 году папе Иоанну XXII пришлось разрешить турниры, служащие, якобы, хорошей подготовкой к Крестовым походам. И все-таки, например, в Англии в 1328 году ристалища были полностью запрещены, но не Церковью, а королевской властью по политическим мотивам. Во Франции турниры просуществовали дольше, до 1559 года, и только смерть короля Генриха II, раненного во время боя, положила им конец.

Таким образом, в течение нескольких веков Церковь, хотя и безуспешно, запрещала рыцарские турниры по четырем основным причинам, в основе которых лежали, осуждаемые ею пороки: гордость, сладострастие, алчность и гнев. 


Источник:
«Повседневная жизнь рыцарей в Средние века», Жан Флори




Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...