Ведущая
роль итальянского костюма в истории моды эпохи Возрождения очевидна, ведь
именно Италия была родоначальницей Ренессанса, затронувшего все сферы жизни
западноевропейского общества. В XV века моду
диктовала Флоренция, где производились дорогие шелковые ткани, в XVI – Венеция, разбогатевшая за время крестовых походов.
Мужская одежда Италии
Флорентийский
мужской костюм, хотя и не утратил прилегающий силуэт готики, но был более
удобен. Так, на смену узкой обуви с чрезмерно длинными носками, пришли мягкие
туфли с округлым носком, называемые «медвежья лапа».Полотняные рубашки разных
цветов, пурпуэн с пришивной баской,
небольшим воротником-стойкой и съемными рукавами, штаны-чулки – вот основные элементы повседневного
мужского костюма Италии в эпоху Возрождения. Верхней одеждой служил либо короткий,
выкроенный по кругу, плащ, либо гупелянд, отделанный куньим мехом.
Характерной чертой флорентийского костюма было сочетание ярких, порой контрастных, цветов. Украшали одежду множеством драпировок, вышивкой, мехом. Например, квадратный вырез горловины зачастую отделывался вставками из белой тонкой ткани с вышивкой. Однако после того, как Флоренция была завоевана Испанией, в ее костюме отчетливо стало заметно испанское влияние.
Характерной чертой флорентийского костюма было сочетание ярких, порой контрастных, цветов. Украшали одежду множеством драпировок, вышивкой, мехом. Например, квадратный вырез горловины зачастую отделывался вставками из белой тонкой ткани с вышивкой. Однако после того, как Флоренция была завоевана Испанией, в ее костюме отчетливо стало заметно испанское влияние.
Флорентийский костюм |
В Венеции пестроте предпочитали темные оттенки бархата и большие объемы. Отличительные особенности мужского венецианского костюма следующие: приспущенное плечо, сужающийся книзу рукав, отрезная присборенная баска и заниженная пройма. Хотя выбор одежды во многом зависел от социального положения и возраста мужчины, но склонность к пышным формам, тяжелым тканям и выразительным украшениям является общей тенденцией мужского итальянского костюма XVI века.
В это же
время полотняные рубашки заменяются белыми льняными, которые становятся частью
общего костюма как у мужчин, так и у женщин. Поначалу они выглядывают через
прорезы в рукавах, служа декоративным украшением. Но во второй половине XVI века прорезы стали декорировать цветной подкладкой, а
сам костюм дополнять массивными цепями. Тогда же, благодаря изобретению
вязальной машины, появляются первые трикотажные шелковые чулки. А к популярным
головным уборам относятся фески, береты и низкие шляпы.
Женская одежда
Женский
костюм Италии эпохи Возрождения отличался подчеркнуто женственными формами,
простотой линий, скромным вырезом и завышенной талией. Впрочем, все это
справедливо для XIV-XV
веков. В следующем, XVI веке, у венецианок уже
заметно стремление к роскоши и величавой пышности. Вырез лифа становится
широким, как и сборчатые рукава, да и юбка увеличивается в объеме. В целом
женское платье по форме все более и более походит на прямоугольник с линией
талии на естественном уровне.
Женский итальянский костюм XIV-XV вв. |
Котт, нижнее платье итальянок, с отрезной талией и
юбкой крупными складками, имел прилегающий лиф – впереди квадратный, а сзади
удлиненный. Рукава соединялись с коттом различными способами, подробнее
описанными здесь.
Симара, верхняя одежда, складывалась из трех частей: гладкой удлиненной спинки, спинки, задрапированной складками от горловины и коротких полочек. Бока симары не сшивались, а только придерживались поясом.
Котт |
Симара, верхняя одежда, складывалась из трех частей: гладкой удлиненной спинки, спинки, задрапированной складками от горловины и коротких полочек. Бока симары не сшивались, а только придерживались поясом.
В верхнем
платье венецианок XVI века появляются буфы –
широкие, короткие рукава, из-под которых проглядывали рукава нижней одежды. Буфы
скреплялись золотыми или жемчужными застежками, лентами, шелковыми шнурами. Само
платье стало более прилегающим с
отрезной талией и тяжелой парчовой или бархатной юбкой в складку. Поверх
длинного платья богатые итальянки надевали безрукавный гупелянд, сшитый из
дорогой ткани с рисунком.
В это же
время входят в моду продольные прорезы на платье, сквозь которые виднелись
сборчатые нижние рубашки из белого тонкого льна. Такое сочетание, с одной
стороны, золотой парчи или красного, зеленого, синего шелка, а, с другой,
белоснежного льна, придавали женскому костюму эпохи Возрождения необыкновенную
живописность.
Не менее
вычурной была и обувь венецианок. Известные цокколи, прозванные в народе
«коровьими копытцами», имели деревянную подставку высотой до 55 см. Цокколи
полностью, включая их деревянную часть, обтягивались шелком, вышитым бархатом
или сафьяном. Женские головки украшали тюрбаны, сетки, чепцы и мягкие шляпы.
Цокколи |
В эпоху
Возрождения итальянский женский костюм дополнился новым аксессуаром – муфтой из
шелка на меховой подкладке, декорированной кистями или лентами. Кружево –
другое любимое модницами украшение – можно было встретить как на воротниках,
так и на поясах, перчатках и даже чулках.На поясе, как правило, висел веер и
кинжал – обязательная деталь женского костюма, предназначенного для выхода из
дома.
Источники:
Захаржевская Р. «История костюма»
Каминская
Н. «История костюма»
Иллюстрации взяты из книг-источников; кроме того,
использованы репродукции картин итальянских художников периода Ренессанса.
Если вы
хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку
на источник sundukistorii.blogspot.com.
If
you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий