Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.
А.С.Пушкин
Так писал
Пушкин о Евгении Онегине. Но кем же были эти денди, к которым поэт относил и
своего героя? Блистательными, эффектными мужчинами, одном словом, франтами. Именно
это подразумевается под английским словом dandy. Возникнув, как ответ на
старания буржуа копировать костюмы аристократии, дендизм вскоре распространился
по всем европейским странам. Расцвет его пришелся на первую треть XIX века, совпав с эпохой романтизма. В России с ним связано имя
философа Чаадаева, во Франции писателей Бальзака и Стендаля, в Англии –
Дикенса.
"Русский денди", философ Чаадаев П.Я. |
Общепризнанным
королем английских денди слыл Джордж
Брайан Браммел. Этот друг лорда Байрона, который и сам принадлежал к
новомодному течению, не признавал готовых перчаток. Он заказывал себе пару
только у мастеров самого высокого класса, причем каждый из них отвечал за
определенную часть перчатки. Один изготовлял средний палец, другой – большой,
несколько трудились над ладонью и т.д. В результате получались перчатки,
облегавшие настолько плотно руку, что сквозь их тонкую кожу явственно
проступали очертания ногтей.
Джордж Брайан Браммел - эталон лондонского денди |
Таким
образом, становится понятно, что денди придавали не просто большое, а огромное значение одежде. Настоящий франт должен
был быть одет безупречно, в то же время избегая откровенной погони за модой.
Поэтому денди предпочитали «вчерашние» фасоны модным новинкам. Считая себя, по
сути, истинными законодателями моды, они жили в полной уверенности в том, что по-настоящему
модно только то, что носят они сами. Даже совершенно новые вещи, по мнению
денди, нуждались в некоторой «доработке», чтобы приобрести «естественный» вид и
не привлекать внимания.
Лорд Байрон |
С этой
целью новый костюм мог отдаваться лакею, который носил его недолгое время, или
доводился до нужного состояния при помощи наждачной бумаги или битого стекла.
«Ничего слишком» – такова была позиция денди в отношении одежды. Она не должна
была выглядеть претенциозно, кричаще или неуместно, при этом детали костюма должны
были идеально сочетаться. Добиваясь этого, денди могли проводить по несколько
часов перед зеркалом, и, выйдя из дома, держаться так, будто костюм составлял
часть их самих.
Денди, одевающийся к выходу |
Не
показаться смешным, нелепым, сохранить чувство собственного достоинства и при
этом столь щепетильно относиться ко всему, что связано с одеждой, – задача
непростая. Ведь с точки зрения денди преувеличенная забота о костюме –
удел провинциалов и выскочек, которые
выглядели по истине жалко, сдувая пылинки со своих шляп. Подобный подход не
имел ничего общего с истинной элегантностью, присущей дендизму. Ее
основополагающий принцип изложил Оноре де Бальзак в своем «Трактате изящной
жизни»:
«Если ваш костюм обращает на себя внимание
прохожих на улице – вы одеты дурно... Истинно светский человек должен проходить
среди толпы так, чтобы его не замечали;
торжество его заключается в том, чтобы быть совершенно похожим на других и в то
же время отличаться неуловимою печатью тона и приличия: пусть он будет не узнан
толпой – его заметят и узнают свои».
Оноре де Бвльзак |
Другими
словами, светским человеком можно назвать только того, кто одет дорого, но
вместе с тем просто, неброско и, что очень важно, к месту. Такой человек точно
знает, какой костюм подходит в той или и ной обстановке. Но вернемся к дендизму
XIX века.
Было бы
неправильно полагать, что он ограничился лишь влиянием на отношение его
представителей к одежде. Дендизм породил еще и особую жизненную философию.
Кроме, боязни выглядеть смешным, денди не мог себе позволить быть как все.
Будучи индивидуалистом, он пользовался своей внешней элегантной безупречностью
как средством выделиться, стать выше толпы, чтобы никоим образом от нее не
зависеть.
Денди XIX века |
Мнение
общества для него ровным счетом ничего не значило – денди был сам себе законом.
Вера в собственную безупречность, основанная на эгоизме, позволяла ему с
элегантным презрением поступать вопреки принятым в обществе нормам. Так, денди
не любил того, что нравилось всем; он умел презрительно и в то же время вежливо
поставить на место собеседника; сторонился пошлых, на его взгляд, развлечений
толпы и принимал любое приглашение с видом человека, оказывающего великое
одолжение.
Денди XIX века |
«Владей
собой, и ты будешь управлять миром». Поступая в соответствии с этим кредо,
денди никогда и ничему не удивлялся, не спорил, не увлекался, ничего не
принимал всерьез. Но всегда оставался невозмутимым, ибо ничто не могло его
вывести из себя, словом, владел он собой безупречно. Страх оказаться уязвимым
не позволял денди высказывать свое истинное мнение, быть
откровенным с другими.
В
викторианскую эпоху дендизм уступил место культу джентльмена, однако
сформулированный им принцип современной элегантности, так точно изложенный
Бальзаком, остается неизменным и в наши дни.
Источник:
«Современная энциклопедия. Мода и стиль», изд-во АВАНТА+
Если вы
хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную
ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If
you use materials from this blog, do the active link onsundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий