воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Ритуал казни в Средние века


В Средневековье, как и в любую другую эпоху, власть карала преступников, причем  делала это публично.  В любом городе имелось место, а то и несколько, где проходила церемония наказания. Именно в городе, тем более крупном, были  все условия, в которых процветала криминальная среда: 1) здесь легко было затеряться среди населения; 2) всегда было, что украсть. Однако провести расследование, найти и покарать преступника, добившись от него признания, было не так-то просто.

Казнь в средневековом городе

С другой стороны, неверно думать, что казни в Средние века проходили без суда и следствия. Напротив, судебные власти в своей деятельности руководствовались законами, и когда им удавалось уличить правонарушителя, делали все возможное, чтобы триумф правосудия стал известен как можно большему количеству горожан. Поэтому ритуал казни в Средние века имел двоякую цель: устрашения и демонстрации силы судебных властей.

Публичные экзекуции в ту эпоху были частью  повседневности, и обычный  горожанин в течение жизни присутствовал на многих из них. Из сохранившихся документов следует, что, например, в Лионе и Дижоне казнили по 1 преступнику в год (нач.XV в.), в Ферраре – по 4-5, а столетием ранее в Авиньоне – по 15-20. Такие зрелища были настолько привычны, что впору назвать их любимыми народом развлечениями.

Впрочем, если смотреть с этой точки зрения, то развлечений на долю средневекового обывателя выпадало немало. Ведь, кроме казней, были еще и церковные праздники, приходившиеся на половину календарных дней в году. К слову будет отмечено, что никакая публичная экзекуция не могла проводиться в эти дни.

***

Виды казней в Средние века были многообразны: сожжение, четвертование, утопление, отсечение головы, повешение и пр. Выбор экзекуции зависел от совершенного преступления. Так, за детоубийство приговаривали к утоплению, за колдовство, ересь и скотоложство – к сожжение, за политические преступления – к отсечению головы, а за все уголовные – к повешению. Рассмотрим ритуал публичного наказания на последнем примере.

Казнь за преступление против короля

Как уже отмечалось, в каждом городе было установленное место для публичных экзекуций. Например, в Венеции – это была площадь Святого Марка, в Тулузе – площади Сен-Этьен и Сен-Жорж, в Париже – Гревская площадь и Свиной рынок. Таким образом, узнав о предстоящей казни, горожане знали, куда идти. Для судебных властей это было очень важно, так как давало возможность продемонстрировать силу закона как можно большему числу народа.

С этой же целью выбирался день и время проведения казни. Рыночные дни около полудня считались самыми подходящими, поскольку были удобны подавляющему большинству потенциальных зрителей. Заслышав крики глашатаев, бой барабанов и звуки труб, горожане знали, что час экзекуции приближается, следовательно, пора занимать места вокруг места ее проведения.

Заметим, что эшафот возводился только в тех случаях, когда приговоренному должны были отрубить голову и лишь потом повесить – наказание предусмотренное за измену королю. В остальных случаях виселица вкапывалась прямо в землю посреди площади. Однако этот момент был уже финальной частью ритуала казни. Начинался же он у ворот тюрьмы.

Символизм играл большую роль в жизни средневекового общества, что нашло отражение и в процедуре наказания. Так, на всем ее протяжении изменялся внешний вид осужденного, что служило знаком его расставания  с теми благами, коими он пользовался при жизни. Например, из тюрьмы преступник выходил в своей одежде, по которой сразу можно было определить его социальную принадлежность.

Иногда осужденный нес в руках крест, проходя мимо церкви, мог просить стражу остановиться для молитвы. Но чаще всего путь от тюрьмы до места казни использовался судебными властями с «информативно- воспитательной» целью. Во-первых, одежда осужденного давала понять, что наказания не может избежать никто, как бы высоко он ни стоял на социальной лестнице.

Например, в октябре 1409 года Жан де Монтегю, начальник королевских финансов, обвиненный в изменене монарху, прошел по улицам Парижа в красно-белом широком плаще, такой же шапке и туфлях, то есть в полном соответствии со своим  общественным положением до ареста.

Ритуал казни в Средние века был не только с мельчайшими деталями разработан, но и тщательно соблюдался. Поэтому о том, за какое конкретно преступление будет наказан осужденный, горожане могли понять задолго до того, как приговор будет исполнен. Допустим, за умышленное убийство полагалось тащить преступника за ноги по улицам до места казни. Случайному убийце позволялось идти самому, но со связанными впереди руками.

Средневековая казнь за уголовное преступление

Как правило, на животе или голове осужденного помещались таблички, на которых красными буквами сообщалось о совершенном им преступлении и мере наказания. Однако, поскольку далеко не все умели читать,  информация дублировалась в устной форме. Происходило это по-разному, в зависимости от решения суда. Осужденный сам мог объявлять о своем преступлении либо проходя по городским улицам, либо на месте казни, или же это могли делать чиновники суда.

Толпа, сопровождавшая приговоренного, не безмолвствовала, чем усугубляла его нравственные страдания.Например, флорентийцы в XV веке сопровождали  процессию криками осуждения, ужаса и слезами. Бывало, что от слов толпа переходила «к делу», устраивая поножовщину, как нередко происходило в Оксфорде или Венеции. Поэтому функция стражи заключалась не только в предотвращении побега приговоренного, но и в защите его от самосуда разъяренной толпы.

***

Наконец процессия достигала места казни, окруженного стражей. С этого момента осужденный окончательно расставался с миром живых, переходя в руки палача. Начиналась последняя часть ритуала, соблюдаемая неукоснительно. Палач снимал с осужденного одежду, переодевая его в белую рубаху смертника. Снова оглашался состав преступления и мера наказания, после чего осужденному предоставлялось последнее право оспорить приговор.

Существовали разные возможности избежать наказания. Например, иногда преступнику разрешалось затеять с палачом борьбу. В большинстве случаев это было фикцией, однако если преступник выходил из схватки победителем, толпа требовала его освобождения. Такие редкие казусы для средневекового человека были не чем иным, как проявлением Высшего Суда и рассматривались, как указание на невиновность осужденного .

Средневековый палач

К «божественному» вмешательству относили и другие происшествия, например, когда лестница оказывалась коротка или веревка обрывалась в момент казни. Во Франции был еще один обычай, позволявший осужденному избежать смерти, – девушка могла перед всеми заявить о своем желании выйти замуж за преступника. В таком случае церемония бракосочетания проходила сразу же у подножия виселицы. Впрочем, такие «божественные» вмешательства, судя по сохранившимся источникам, были крайне редки. Чаще всего приговор приводился в исполнение.

Преступник, смирившись, со своей участью, прощал палачу свою смерть, признавая, таким образом, в нем не убийцу, а представителя судебной власти. Однако наказание не заканчивалось в момент казни. Согласно закону, тело повешенного преступника нельзя было хоронить, оно оставалось на виселице по многу лет до полного разложения. «Воспитательная» цель такого подхода ясна – полуразложившийся труп  напоминал обывателям о том, что за преступлением неотвратимо следует наказание.


Таким образом, казни в Средние века служили двум целям: с их помощью судебная власть пыталась сдерживать рост преступности в городах и укреплять свой авторитет. 


Источник:
О. Тогоева «Истинная правда»



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник  sundukistorii.blogspot.com.  Спасибо.

If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. Thank you.

2 комментария:

  1. Здравствуйте! Случайно попала на ваш сайт. Очень много интересного! Спасибо! Мой вопрос: в фильмах много моментов о том, что человека могли наказать за пустяк. Например, типа обрызгал грязью духовное лицо. Могло быть это правдой? Если да, это относилось к политическим преступлениям? Кто выносил приговор? Какую структуру в то время представлял из себя суд? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Ольга! Спасибо за интерес к сайту. Ваши вопросы - это тема отдельной статьи, которая будет опубликована в ближайшее время.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...