среда, 7 мая 2014 г.

Жиль де Рэ – прототип Синей Бороды?


Жиль де Рэ (картина 1835 г.)
Шарль Перро, написав в конце XVII столетия сказку  «Синяя Борода», сделал местную легенду Бретани достоянием мировой литературы. Некоторые исследователи считают, что у персонажа сказки был реальный исторический прототип – маршал Франции Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен.

Простого перечисления титулов достаточно, чтобы понять – Жиль де Рэ принадлежал к известнейшим родам средневековой Франции. Он доводился правнучатым племянником другому прославленному бретонцу – коннетаблю Бертрану Дюгеклену, герою Столетней войны

Впрочем, помимо титулов, Жиль де Рэ обладал еще и внушительным состоянием. В сравнении с ним король Франции Карл VII выглядел едва ли не нищим. Вот некоторые факты. Производство  соли и ее экспорт в то время  составляли основу экономики Британи, и почти половина солевого «бизнеса» принадлежала семье Лавалей.

Они также владели земельными угодьями, превосходившими поместья герцога Бретонского. В результате, по некоторым подсчетам современных историков, годовой доход Жиля де Рэ раз в десять был выше дохода герцога Бретани, Жана V де Монфора.

В связи с этим возникает совершенно закономерный вопрос, как могло случиться, что отпрыск столь высокородной и богатой семьи был сожжен на костре, как колдун и серийный убийца? Возможно, именно в его богатстве и заключена одна из причин  трагического конца, хотя жизнь нашего героя начиналась так же, как и у большинства средневековых аристократов.

Детство «Синей Бороды»

Жиль де Рэ увидел свет в замке Машкуль в 1404 году. Старший сын Мари де Краон и Ги де Лаваля он наследовал огромное состояние после смерти родителей в 1415 году. Практически с этого момента его опекун, отец матери  Жан де Краон, начинает подыскивать внуку достойную по родовитости и доходам невесту.

Руины замка Машкуль

Матримониальные планы деда вначале терпели неудачи – маленькие невесты одна за другой умирали от болезней. В конце концов подходящая партия была найдена. Катрин де Туар наследовала большие земли, примыкавшие к владениям Краонов и Лавалей.

Правда, существовало веское препятствие:  невеста и жених были двоюродными братом и сестрой. На подобный брак требовалось разрешение Церкви, которое пришлось бы ждать еще долго. Но Жан де Краон решил проблему в духе своего времени – в 1420 году при участии внука он похитил Катрин де Туар и сыграл свадьбу. И только после этого обратился к Церкви за разрешением на брак, которое и было получено позднее от Папы Римского вместе с прощением. По этому знаменательному случаю свадьбу отпраздновали еще раз.

О семейных отношениях Жиля де Рэ достоверных данных не сохранилось. Однако, судя по всему, радости в них было мало. У четы родился всего лишь один ребенок – дочь. Впоследствии Жиль удалил их в один из своих замков, а после смерти его погребением занимались племянники и кузен, о жене в этой связи документы не упоминают. 

А вот страсть Жилья де Рэ к знаниям и книгам, очевидно, была заложена еще в отрочестве. В течение жизни он собрал большую библиотеку, которая обошлась ему недешево, ведь рукописные книги в дорогих кожаных переплетах, нередко украшенные миниатюрами, эмалью и драгоценными камнями стоили очень дорого.

Военная карьера

1420 год можно назвать переломным в жизни барона  де Рэ. Жиль в этот год не только удачно (в материальном отношении) женился, но и впервые приобщился к политической жизни. Столетняя война была в самом разгаре, Бретонский герцог Жан V, являвшийся вассалом французского короля, открыто стал на сторону  англичан. Случилось это после того, как в начале 1420 года дофин Карл был лишен наследства и объявлен бастардом по договору в Труа.
Не получив поддержки от Жана V де Мофора, дофин (будущий Карл VII) обратился за помощью к семье де Пентьевр, оспаривавшей у де Монфоров владение Бретанью.После  переговоров с дофином Оливье де Пентьевр приехал к герцогу в Нант и пригласил к себе на праздник. Но вместо праздничного застолья Жан V угодил в тюрьму замка. По призыву его жены верные Жану V вассалы решили силой освободить герцога.
Военная операция состоялась в июле того же года, в ней-то и принял участие Жиль де Рэ вместе с дедом. Следует заметить, что до этого они, напротив,  поддерживали семью де Пентьевр. Но таковы были реалии Средневековья – исключительная преданность чаще всего встречалась лишь на страницах рыцарских романов. В то время как проза жизни заключалась в следующем – личная выгода (не обязательно материального свойства) определяла, чью сторону займет благородный сеньор в тот или иной момент своей жизни.

Спустя пять лет герцог Бретонский и дофин Карл, в конце концов, заключили союз против англичан и даже породнились через брак дочери Жана V и шурина Кара VII. Впрочем,союз их оказался непродолжительным, уже через два года, в 1427 г., герцог Бретонский вновь переметнулся к англичанам. В результате его брат, до этого занимавший должность коннетабля Франции, был смещен и его место занял Жорж де Ла Тремуй – покровитель и родственник Жиля де Рэ.

Король Франции Карл VII

Следующие пять лет Жиль провел не столько при дворе дофина, сколько в военных походах. Будучи одним из самых богатых вельмож  Франции, он на свои средства обмундировал и вооружил отряд солдат, кроме того,  дал взаймы дофину Карлу  значительную сумму. Положение Франции в Столетней войне было тогда отчаянным, и пока еще никто не знал, что переломный момент в ней не за горами.

Связан он с появлением Жанны дАрк в замке Шинон, где в то время располагался французский двор. По некоторым свидетельствам своей верой она произвела очень сильное впечатление на Жиля де Рэ, который вместе с Жанной участвовал в снятии осады с Орлеана. К слову будет отмечено, что хроники, составленные как при жизни нашего героя, так и вскоре после казни, высоко оценивали его военные заслуги.

После Орлеана Жиль де Рэ вместе с Жанной дАрк сопровождал дофина в Реймс, где Карл VII наконец-то был коронован в согласии с давней традицией французских королей. Здесь же в возрасте 25 лет Жиль де Рэ получил звание маршала Франции и особую милость – добавить в свой герб королевские лилии на лазурном фоне. Сохранилось письмо Карла VII, в котором он объяснил причину столь высокой чести, оказанной  барону де Рэ:

«...учитывая достойные и высокие заслуги, большие трудности и опасности, как, например, взятие Луда, и прочие достойные деяния, снятие осады с Орлеана, которую вели англичане, а также битву при Патэ, где наши враги были разбиты, и другие военные походы, в Реймс на нашу коронацию и за Сену для освобождения наших земель».

Жанна д'Арк

Несмотря на такие отличия, военная карьера маршала достигла пика, чтобы с этого момента постепенно сойти на нет. Он, правда, еще сопровождал Жанну дАрк в ее неудачном походе на Париж в том же 1429 году, в 1430 г. сражался при Лувье, в 1432 г. – при Ланьи, но после смерти деда в ноябре того же года вернулся в Бретань и вступил в наследство обширными владениями.

Судебный процесс

С этого момента о жизни маршала де Рэ историки располагают скудными и весьма противоречивыми сведениями. Более-менее достоверно известно, что он дважды финансировал постановку «Мистерии об осаде Орлеана» в память о Жанне дАрк, в которой, кстати, изображался одним из действующих лиц, а также то, что он интересовался алхимией. В остальном же последние восемь лет  частной жизни Жиля де Рэ представляют для исследователей тайну вплоть до рокового для него 1440 г.

15 мая того года барон де Рэ совершил вооруженное нападение на проданный им ранее замок Сен-Этьен-де-Мер-Морт. Продажа состоялась, но покупатель – казначей герцога Бретонского Жеффруа Ле Феррону – так и не расплатился за новоприобретенное им владение. Герцог наложил штраф на Жиля де Рэ, но тот обосновался в замке Тиффож, очевидно, не желая платить штраф в размере 50 тысяч золотых экю, поскольку Тиффож располагался на территории, где действовали законы французского короля, а не герцога Бретани.

Руины замка Тиффож

К этому времени, по-видимому,  относятся и первые сведения об исчезновении детей, полученные епископом Нанта, Жаном де Малеструа. Вначале ничто не связывало эти слухи с именем Жиля де Рэ, но уже в июле 1440 года ситуация изменилась, о чем свидетельствует отрывок из письма епископа Нантского:

«...дошли до нас сначала многочисленные слухи , а затем жалобы и заявления достойных и скромных лиц... Мы изучили их, и из этих показаний нам стало известно, среди прочего, что знатный человек, мессир Жиль де Рэ, шевалье, сеньор этих мест и барон, наш подданный, вместе с несколькими сообщниками, задушил и убил ужасным образом многих невинных маленьких мальчиков, что он предавался с ними греху сладострастия и содомии, часто вызывал демонов, приносил им жертвы и заключал с ними договоры, и совершал другие ужасные преступления».

Итак, общая канва будущего обвинительного приговора была намечена, хотя базировалась только на непроверенных слухах. Позднее каждое обвинение обрастет деталями, зачастую бездоказательными, противоречивыми или попросту дикими. Однако жертва намечена и ничто уже не сможет остановить запущенную машину «правосудия».

Поскольку обвинения касались как убийств, так и колдовства, то дело Жиля де Рэ рассматривалось двумя судами одновременно – церковным и светским. Первый возглавлял Жан де Малеструа, епископ Нанта, вместе с инквизитором Франции Жаном Блуэном, а второй – сенешаль Ренна Пьер Лопиталь. Первые свидетельские показания суд заслушал 28 сентября. Суть их сводилась к тем обвинениям, которые приведены выше в письме епископа Нантского.

Жиль де Рэ, арестованный в замке Тиффож и привезенный в Нант, предстал перед судом 8 октября и категорически отверг все выдвинутые против него обвинения. Дальше – больше, на очередном заседании 13 октября он обозвал своих судей «разбойниками и богохульниками», заявив, что «предпочел бы скорее быть повешенным, чем отвечать таким церковникам  и судьям, и что он считает недостойным для себя стоять перед ними».

Жиль де Рэ перед церковным судом

Впрочем, спустя всего лишь два дня, 15 октября, Жиль де Рэ согласился выслушать 49 статей обвинения и ответить на каждую из них. Некоторые историки полагают, что изменения в позиции связано с отлучением от Церкви в ответ на его предыдущее заявление. Для средневекового человека отлучение не было пустым звуком, поэтому Церковь часто и довольно успешно прибегала к  такому методу устрашения и давления. Как бы то ни было, но Жиль де Рэ выслушал все обвинения в свой адрес, хотя признал себя виновным лишь в том, что читал книгу по алхимии и проводил соответствующие опыты.

Признание судей не удовлетворило, поэтому они решили подвергнуть обвиняемого пытке. Страх перед пыточной камерой заставил Жиля де Рэ согласиться со всеми пунктами обвинения, то есть признать себя виновным. На первый взгляд кажется невероятным, чтобы маршал Франции, соратник Жанны дАрк, не раз проявлявший отвагу на поле брани, испугался пыток и стал «униженно просить» перенести пытку на следующий день, чтобы до этого он мог «признаться в выдвинутых против него обвинениях так, чтобы судьи остались довольны и не понадобилось бы его пытать».

Но это только на первый взгляд, ибо в истории есть немало подобных примеров. Достаточно вспомнить процессы 30-х гг. в СССР над «врагами народа», среди которых были герои Гражданской войны, готовые признаться в любых преступлениях, как бы невероятно ни звучали обвинения в их адрес. 

Итак, 25 октября 1440 года дело барона де Рэ было закрыто. Церковным судом он был отлучен, а светским приговорен к смертной казни и конфискации имущества. На следующий день Жиль де Рэ, а также двое его слуг были сожжены на костре. Причем Жилю, примирившемуся после приговора с Церковью, была оказана милость – перед сожжением его удушили; тело выдали родным, которые похоронили маршала Франции не в семейной усыпальнице, а под скромной плитой в одном из аббатств Нанта.

Казнь Жиля де Рэ

Пересмотр дела

Многие современники, лично знавшие маршала, даже после казни относились к нему, если не положительно, то, во всяком случае, двойственно. Превращение Жиля де Рэ в чудовище, в исключительно отрицательный персонаж сказки «Синяя Борода» происходило постепенно. Исследователи до сих пор спорят о том, почему и как это произошло, ведь реальный Жиль де Рэ был женат только раз, причем супруга благополучно его пережила.

Что же касается судебного приговора, то даже историки долгое время нисколько не сомневались в истинности всех обвинений, инкриминированных барону де Рэ, не говоря уже  о  романистах скандального толка. Но в 1992 году по инициативе Жильбера Пруто в Сенате Франции специальный трибунал пересмотрел дело 552-летней давности на основании документов из архивов инквизиции. Его вердикт – Жиль де Рэ невиновен.

Кроме чисто юридических моментов, в пользу такого решения говорит, например, тот факт, что в ходе археологических раскопок в замках, некогда принадлежавших казненному маршалу, ученые не нашли никаких останков, якобы замученных им детей. А ведь, согласно материалам инквизиции, именно там захоронялись тела маленьких жертв, счет которых шел на сотни.

Дележ конфискованного у Жиля де Рэ имущества – второй аргумент, заставляющий сомневаться в вынесенном ему приговоре. Действительно, существенная часть его собственности при жизни была заложена Церкви, и в случае смерти маршала оставалась в ее руках. По мнению некоторых историков, могло сыграть роль и влияние на события короля Карла VII.  Во-первых, он подозревал Жиля де Рэ в поддержке дофина (будущего Людовика XI), с которым вел войну, во-вторых, со смертью маршала можно было со спокойной совестью забыть о возвращении ему хотя бы части огромного долга.

Еще одно действующее лицо, причастное к суду над Жилем де Рэ, – герцог Бретонский Жан V. Он тоже поживился за счет конфискованного имущества своего вассала, увеличив, таким образом,  собственные владения.  Подозрителен также факт, что Церковь, осудившая Жиля де Рэ за колдовство и ересь, почему-то проявила вопиющее снисхождение к итальянцу Прелатти, алхимику и колдуну, и священнику Эсташу Бланше, духовнику осужденного маршала. Будучи непосредственными участниками событий, они, тем не менее,  были просто-напросто отпущены.


Подводя итог, скажем, что на сегодняшний день одна из самых одиозных фигур Средневековья, Жиль де Рэ, предстает перед большинством историков, как жертва судебного произвола, тем более, не имеющая ничего общего со сказочным персонажем , – Синей Бородой. 


Источники:
Тогоева О. «Истинная правда. Языки средневекового правосудия»
Резанова Н. «Святая и чудовище: вариации одного мифа»
Нечаев С. «Подлинная история Синей Бороды»


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...