суббота, 22 ноября 2014 г.

Как лечили зубы в эпоху раннего Средневековья



Кто хоть раз испытывал зубную боль, знает, что терпеть ее практически невозможно. В любом случае, сей печальный опыт мы помним очень долго, и в следующий раз, не мешкая, отправляемся к стоматологу при первых же признаках надвигающейся проблемы. А что делал в этом случае средневековый житель Европы?


Выбор у него, скажем прямо, был невелик. Исключая территорию современной Испании, где господствовали арабы с их передовыми для того времени медицинскими познаниями, зубоврачебное дело находилось в удручающем состоянии.

Средневековые европейские врачи черпали свои знания из сохранившихся античных текстов и переведенных на латынь арабских авторов. Причем переписчики нередко грешили неточностями, а также дополняли рукописи собственными заблуждениями.

Известно, что медицинские труды древних авторов переписывались в монастырях – очагах средневекового просвещения. Впрочем, некоторые писатели излагали и собственные взгляды, в частности, на вопросы стоматологии.

Например, плодовитый епископ Исидор Севильский (около 560 – 630 гг.), составивший труд из 20 томов, один из них полностью посвятил медицине. Основываясь на представлениях Аристотеля, он утверждал, что у женщин меньше зубов, чем у мужчин, а также, что зубы формируются благодаря слизистой оболочке, которую Исидор считал органом.

Другой автор раннего Средневековья, Виндициан (VII век), разделял точку зрения Гиппократа на причину возникновение зубной боли. По его мнению, ее первопричиной  является головная боль, которая затем спускается в ротовую полость, проникая до корней зубов.

Удаление зубов. Средневековая миниатюра

Однако одно дело объяснить причину болезни и совсем другое – от нее избавить. Что же советовал Виндициан? Во-первых, спаржу, сваренную в уксусе, во-вторых, корень белены черной, а еще сок плюща, который предписывалось вливать в ухо.

Конечно, фитотерапия на протяжении долгих веков была практически единственным доступным терапевтическим средством, поэтому популярность в Средние века «Травников» абсолютно понятна. Но тем не менее первое место среди методов лечения занимала не фитотерапия, а заклинания и врачующие молитвы.

Что же касается хирургического вмешательства, то папа Григорий II, живший в VII веке, настоятельно рекомендовал своей пастве не прибегать к столь радикальным мерам, вместо этого терпеливо переносить боль, уповая на силу молитвы. В одном манускрипте, относящемся к тому же веку, описывается случай удаления зуба. Во время операции, утверждает автор, были порваны нити, связывающие зуб с легкими и мозгом, отчего пациент умер. Вывод – зубы лучше не удалять.

Спустя несколько столетий аббатиса Хильдегарда Бингенская (1099 – 1079 гг.), вторя  античным авторам, считала «дурную» кровь и «зубных червей» причиной болезней полости рта. В качестве очищения крови аббатиса рекомендовала полоскания отваром полыни и прикладывание растительных припарок к десне.


Зубных червей Хильдегарда советовала выводить окуриванием горящей миррой и алоэ, шатающиеся зубы укреплять измельченными костями и прокаленной солью. Не забыла аббатиса и о профилактике зубных болезней, прописывая полоскания чистой водой несколько раз в день. Интересно, что Хильдегарда Бингенская из хирургических методов признавала только вскрытие абсцесса, но никак не удаление больного зуба.

Очевидно, что хирургия, включая стоматологическую, не пользовалась популярностью в средневековой Западной Европе. И все-таки зубы удаляли, чаще всего цирюльники или странствующие лекари, а вернее шарлатаны, зарабатывавшие на жизнь  псевдомедицинскими методами лечения. 

Об истории зубоврачевания в средневековой Европе читайте ЗДЕСЬ.


Источник:
«Зубы и зубоврачевание. Очерки истории», Пашков К.А.



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...