Одежда во
все времена не только защищала от холода, но и служила наиболее точным
указателем социальной принадлежности. В начале XVII века французские крестьяне,
ремесленники и даже буржуа ценили в одежде в первую очередь удобство,
предпочитая неяркие и недорогие ткани (шерсть, сукно, лен). По особенностям
костюма можно было безошибочно определить провинцию, из которой происходил его
владелец.
Повседневная
одежда мужчин из низших классов состояла из сорочки, чулок, штанов длиной до
колен, башмаков из грубой кожи или деревянных сабо. Выходя из дома, простой
француз дополнял свой костюм шляпой и курткой. Женщины носили корсажи с
передниками, юбки и чепцы. Шаперон – накидка с капюшоном – служил им верхней
одеждой, если приходилось покидать дом. Одним словом, простой люд подходил к
одежде с точки зрения практичности, ведь возможность обновить гардероб представлялась очень редко.
Другое дело
– французские аристократы и придворные. Хотя Людовик XIII не жаловал роскошь, отдавая предпочтение неброской одежде, все же костюм
знати разительно отличался от одежды простолюдинов. Король издал несколько
эдиктов, направленных на развитие французской промышленности, выпускавшей
товары роскоши: тонкие ткани, кружева, шелк.
Сам король
превыше всего ценил элегантную, но вместе с тем комфортную одежду, в которой
было удобно охотиться или принимать участие в военных кампаниях. Мужской
костюм Франции первой половины XVII состоял из камзола (колета),
сорочки, куртки, штанов, чулок, плаща, шляпы и сапог. Завитые страусиные перья
неизменно украшали широкополые мягкие шляпы с высокой тульей.
Камзол с
расходящимися на талии полами застегивался сверху на несколько пуговиц и имел
прорези на рукавах, через которые проглядывала сорочка. Ворот был прямым, с
брыжами или отложным воротником. Повседневные штаны спускались ниже колен в
сапоги, парадные были шире и короче, открывая красные чулки.
Парадные сапоги с раструбами, раскрывавшимися подобно
вазам, отделывали изнутри кружевами. Но даже повседневные мужские сапоги имели
отвороты, каблуки, а также перемычки и
накладки в области подъема. Бальной обувью считались туфли с пряжками, которые,
если средства позволяли, украшали бриллиантами, розетками и бантами. Дома же
ходили по-простому: в шлепанцах.
Идеалом
женской красоты считались крутые бедра, тонкая талия и покатые плечи. Повседневная
женская одежда первой трети XVII столетия состояла из котт и роб.
Котт служил нижним платьем и состоял из корсажа с юбкой или лифа. Верхнее
распашное платье роб с завышенной талией и укороченными рукавами открывало
перед нижнего платья, застегиваясь
вверху на пуговицы. Зимний роб подбивали мехом. Корсаж нижнего платья натягивали
на костяной или ивовый корсет, а пышность котт зависела от количества
накрахмаленных юбок.
Покатость
плеч старались подчеркнуть широкими рукавами, которые нередко перевязывали
лентами, а внизу украшали кружевными манжетами. Форма воротников менялась
несколько раз на протяжении тридцати лет. Начиная от брыж и высоких стоячих
воротников Марии Медичи, до отложных, накрахмаленных с отороченным кружевом
воротников, согласно голландской моде. В 30-е годы дамы вместо воротников стали
использовать косынки из легких тканей, которые закалывали на груди брошью.
Женская
обувь шилась из парчи, цветной кожи, атласа, бархата и, подобно мужской,
украшалась розетками, бантами или пряжками. Невысока Анна Австрийская
предпочитала остроносые туфли на высокой платформе, с изогнутым каблуком.
Кружевной чепец служил головным убором
зрелым дамам, а молодые аристократки щеголяли в дамских шляпах,
только-только входивших в моду. Нижнее женское белье шилось из холста, бумазеи, хлопка, а наряды
из атласа, тафты, бархата или узорчатого шелка.
В
заключении обзора осталось упомянуть аксессуары и прически. Женщины
пользовались складными веерами, гипюровыми наколками для волос, масками и
полумасками, поясами с золотой бахромой, кружевными носовыми платками,
жемчужными и бриллиантовыми украшениями. Волосы дамы расчесывали на прямой
пробор, завивали локонами, рассыпанными по плечам, или подбирали «шапочкой».
Мужчины носили волосы длиной до плеч, усы и бородку
клинышком. Ее называли либо «эспаньолка», либо «каденетка» в честь Кадене –
герцога де Шона, известного своей элегантностью. Правда, кардинал Ришелье
имел собственный взгляд на мужскую прическу, поэтому всегда подстригался
коротко. Из аксессуаров французские дворяне очень ценили расшитую широкую
перевязь через плечо – предмет особой гордости мушкетера Портоса.
Источник:
«Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и
Людовика XIII», Е. Глаголева
Иллюстрации: гравюры Калло
Если вы
хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную
ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please.
Комментариев нет:
Отправить комментарий