вторник, 21 июля 2015 г.

Сикстинская мадонна Рафаэля


Рафаэль умер молодым, в 37 лет от роду. В марте 1520 года он заболел горячкой (что это было: лихорадка, простуда, завершившаяся воспалением легких, грипп, заражение крови – сказать трудно: диагнозы в ту пору ставили нередко лишь самые общие – горячка, и все тут), а в апреле великого мастера не стало.

Рафаэль Санти

Все, кто пишет о Рафаэле, подчеркивают удивительную силу его таланта, его светлый и радостный дар, гармоничность и проникновенность его творений, пластичность и красочность его несравненной кисти..

Известно, что начинал он в Урбино, вероятно, в мастерской отца, потом учился в мастерской Тимотео Вита. Затем была Перуджа. Во Флоренции, в городе который стал колыбелью итальянского Возрождения и сохранил верность республиканским и гуманистическим идеалам, Рафаэль совершенствует свой талант. Четыре года он провел в этом городе.

У Леонардо (точнее, на творениях Леонардо, учебы была, так сказать, заочная) учится он изображать движения фигур. У Микеланджело – пластичности, умению в спокойствии передать ощущение динамичности. И уже тогда он приобретает известность как живописец мадонны:  «Мадонна в зелени», «Мадонна дель Грандука», «Мадонна с ягненком», «Прекрасная садовница»... Не менее 15 картин с изображением мадонны написал в те годы Рафаэль.

"Мадонна дель Грандука" Рафаэль

Мастером монументальной живописи Рафаэль становится в Риме. Он был приглашен туда папой Юлием II. Как утверждают, не без содействия великого зодчего Браманте, своего земляка. Впрочем, появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе, своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной.

И до настоящего времени главной достопримечательностью Ватикана, помимо Сикстинской капеллы, несомненно, являются так называемые «станцы» (stanza – комната, зала) – три не очень больших сводчатых помещения на втором этаже старой, построенной в середине XV века части дворца.

Здесь и начал великий мастер свою долголетнюю работу: сначала в 1508 – 1511 годах, в так называемых «Станца делла Сеньятура», где особую известность приобретут фрески Рафаэля Афинская школа» и «Диспута», затем – в «Станца дЭлидоро» в 1511 – 1514 годах и, наконец, в «Станца дель Инчендио» в 1515 – 1517 годах.

"Афинская школа" Рафаэля

Впрочем, фрески в третьей комнате в основном выполнили, и не очень удачно, его ученики: мастер был занят другими заказами, однако росписи в первых двух залах стали не только гордостью и славой Рафаэля, но и гордостью и славой всего искусства Возрождения, всего мирового искусства.

Искусствоведы давно уже установили, что тому или иному персонажу фресок Рафаэль придавал черты портретного сходства с реально существовавшими людьми. Так, например, еще современники отметили несомненный факт, что Платон в «Афинской школе» а Станца делла Сеньятура явно напоминает Леонардо да Винчи; в Гераклите, и тоже не без оснований, усматривали портрет Микеланджело.

Изображал он и самого себя – в той же «Афинской школе»: у самого края, вместе с художником Содомой. И не единожды помещал на своих ватиканских фресках Рафаэль папу Юлия II. Писал ли Рафаэль в эти годы мадонн? Конечно, хотя и реже, чем во Флорентийские времена. И среди них – «Мадонну Альбу» и «Мадонну ди Фолиньо».

"Мадонна ди Фолиньо" Рафаэль

В ряду рафаэлевских творений «Сикстинская мадонна», которую сегодня можно увидеть в Дрезденской галерее,  стоит несколько особняком. До сравнительно недавнего времени мы вовсе не знали истории ее создания, да и сейчас еще не все абсолютно бесспорно в гипотезах и построениях искусствоведов..

В Германию она попала в 1753 году – по поручению саксонско-польского короля Августа III была приобретена у монахов монастыря Святого Сикста в итальянском городе Пьяченце.

Когда она была написана, при каких обстоятельствах, почему оказалась в Пьяченце, было неизвестно. Знали лишь слова итальянского живописца Джорджо Вазари, автора вышедшего в свет  в 1550 году «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов»:  «Исполнил он (Рафаэль) для черных монахов Св. Сикста доску главного алтаря, с явлением Богоматери Св. Сиксту и Св. Барбаре; творение уникальное, своеобразное».

Вазари, вероятно, сам не видел «Сикстинской мадонны», иначе он не утверждал бы, что она исполнена на доске. Она написана на холсте.

"Сикстинская мадонна" Рафаэль

...Обычный путь из Италии в Саксонию шел в те времена через Венецию и Вену. Но, стремясь оградить картину от обычных в Венеции таможенных придирок, ее отправили через Тироль и Аугсбург. Сохранились сведения, будто, когда полотно внесли в тронный зал, король отодвинул мешавший проходу трон, сказав: «Дорогу великому Рафаэлю».

Больше ничего о прибытии картины Дрезден как будто и неизвестно. Мы даже не знаем точной даты, когда оказалось в столице Саксонии творение Рафаэля. Вероятно, в середине февраля 1754 года.

За восемь лет до этого Август III распорядился перевести королевское собрание живописи, будущую Дрезденскую галерею, в одну из пристроек подворья Юденхофа, находившегося на правом берегу Эльбы. Пристройка эта впоследствии получила название Иоганнеум.

Вновь приобретенное творение поместили на одной из больших стен так называемой внутренней галереи среди картин итальянских мастеров. А когда в начале XIX века огромный зал был поделен на пять, она оказалась в Рафаэлевско-Корреджоевском зале.

Видевший картину еще в 1754 году Иоганн-Иоахим Винкельман – виднейший историк-искусствовед, стоявший у истоков изучения античного искусства, – дал ей восторженную оценку. В вышедшей в 1755 году статье он называет картину самой лучшей и драгоценной из всего собрания. «В королевской галерее в Дрездене, – пишет  он, – ныне среди других сокровищ заняло достойное место творение, принадлежащее кисти Рафаэля. Пойдите посмотрите на эту мадонну, на ее полное невинности и в то же время исполненное не просто женского величия лицо, на ее одухотворенную позу... на величественный и благородный контур ее фигуры».

Дрезденская галерея
А когда полтора десятка лет спустя слова Винкельмана попались на глаза некому юному студенту, он незамедлительно отправился из Лейпцига в Дрезден. «Это целый мир, – восторженно напишет он, – великолепный, красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, даже если бы он не создал ничего другого, бессмертным». Студента звали Иоганн Вольфганг Гёте.

Начиная с XIX века «Сикстинская мадонна» –  так назвали картину Рафаэля – приобретает все большую известность. В России о картине узнали из «Писем русского путешественника» Н.И. Карамзина, написанных в 1789 – 1790 годах...

Строительство нового здания для Дрезденской галереи было закончено в 1855 году. В новой галерее, построенной по проекту талантливого архитектора Иоганна Семпера и так и названной Семперевой, картина Рафаэля получила свой отдельный зал – западный угловой. Получила она и новую раму.

В Семперовой галерее картину видели поколения людей. Здесь ее два раза реставрировали – в 1856 году и в 1931-м (впервые она была отреставрирована еще в 1826 году). Сегодня посмотреть на «Сикстинскую мадонну» Рафаэля в Дрезденскую галерею ежегодно приезжают тысячи ценителей таланта великого итальянца.

Источник:
«Сикстинская мадонна», сокращенный вариант статьи канд. ист. наук Анатолия Варшавского


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...