Удивительно,
но Ян Гус, никогда не бравший в руки оружие, сам того не подозревая, стал
вдохновителем освободительного движения чешского народа, которое получило его
имя – Гуситские войны. Более того, Гуситские войны наложили огромный отпечаток
на жизнь Европы в целом.
Ян Гус |
Приблизительно
в 1370 году около г. Прахатице (Чехия) в
деревне Гусинец в крестьянской семье родился сын Ян. Позже из название родного
местечка сложится его фамилия. Единственной возможностью выбиться из бедности
для крестьянского отпрыска в то время было поступление в школу с перспективой
стать в будущем священником.
В конце XIV века Прахатице, где находилась
школа, в которую родители определили Яна, одного их троих сыновей, был
достаточно большим городом. Через него проходила дорога в южную Германию и
Прагу, производились стеклянные и серебряные изделия, а также был собор.
К 18 годам
Ян из Гусинца освоил обязательные науки: риторику, грамматику, диалектику,
астрономию, арифметику. Школьная программа не удовлетворила пытливого юношу, а
лишь больше разожгла в нем желание учиться дальше. Поэтому он отправился
поступать в Пражский университет, основанный за 40 лет до этого, а на
сегодняшний день – один из старейших в Европе.
Яна Гуса
зачислили на факультет свободных искусств, где в 1393 году он получил степень
бакалавра богословия, а тремя годами позднее – магистра искусств. В годы учебы
определилась его склонность к теологии, поэтому сразу же после получения
степени магистра Яну предложили должность преподавателя в том же Пражском
университете.
С самого
начала молодой преподаватель выказал свободомыслие, начав изучать со студентами
труды Джона Виклефа, английского богослова, заподозренного в ереси. Однако Ян
Гус не только не боялся излагать перед студентами учение Виклифа, но и стал его
развивать.
Например,
он признавал истинным главой католической церкви не Папу Римского, а Иисуса
Христа, тем самым фактически отвергая безграничную духовную власть римского
понтифика. Помимо этого, Ян Гус более категорично, чем Виклиф, обличал
богатство Церкви.
Спустя
несколько лет архиепископ Праги Збынек публично сожжет сочинения Виклифа. Тем
не менее вольнодумство Яна Гуса не помешает ему быть избранным деканом
факультета в 1401 году, а в 1409 – ректором университета в Праге. Кстати,
ранее эту должность занимали
исключительно немцы, таким образом, Гус стал первым ректором-чехом. Удивительная
карьера для крестьянского сына к тому же не отличавшегося благонадежностью.
С одной
стороны, это объясняется бесспорными талантами и широкой образованностью Гуса,
а, с другой, – его популярностью как
оратора. Послушать его проповеди в Вифлеемской часовне, начиная с 1401 года,
приходило множество народа. Эта часовня, основанная в 1391 году, была знаменита
тем, что богослужение в ней проводилось не на латыни, а на чешском языке. В
своих проповедях Ян Гус смело бичевал нравы церковнослужителей и говорил правду
о состоянии Церкви в целом.
Вифлеемская часовня, совремнный вид |
Безусловно,
магистр Гус был человеком искренне верующим, именно поэтому он так болезненно
относился к тому, что происходило в среде Католической церкви. В отличие от
многих других, которые так же видели цинизм, мздоимство и разврат духовных
пастырей, но предпочитали молчать, Ян Гус решил бороться.
Без
сомнения он понимал, на какую опасную стезю вступает, ведь еретики на кострах
инквизиции полыхали по всей Европе. Тем не менее Гус смело выступил против
продажи грамот об отпущении грехов – индульгенций, платы за церковные обряды,
продажи церковных должностей – симонии. Вот краткая выдержка из его проповеди:
«Клир не учит, а портит народ своим развратом,
связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа
должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы
еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и
хищных монахов, которые... устраивают никому не известные празднества,
выдумывают чудеса и грабят бедный народ...»
Однако
антиклерикальные высказывания были не единственной темой выступлений Яна Гуса.
Помимо этого, он был известен как патриот Чехии. Например, он перевел Библию на
чешский язык, лишив тем самым священников эксклюзивного права на ее толкование.
Но главное – Ян Гус выступал против немецкого засилья.
Хотя в 1212
году император Фридрих II Штауфен юридически
признал независимость Чехии, к середине XIV века ключевые позиции в основных сферах занимали немцы. Да и сами чешские
короли имели статус курфюрстов, подданных императора Священной Римской империи.
Подобная ситуация не могла не вызывать недовольства чехов.
Поэтому
патриотические выступления Яна Гуса нашли в народе большой отклик:
«Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском
по закону... и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же,
как французы во Франции...»
С 1409 по
1412 годы Ян Гус развивает свое учение, опираясь на труды Джона Виклифа, и
призывает к пересмотру некоторых католических догматов. По сути, его
радикальные взгляды во многом предвосхитили европейскую Реформацию и учение
Мартина Лютера.
Осенью 1414
года терпение Папы Римского иссякло. По его инициативе Гуса вызвали на
Вселенский собор в г. Констанц, якобы для того, чтобы высшие церковные иерархи
могли выслушать его лично и разобраться в его учении. На соборе присутствовал
также император Сигизмунд, которому Чехия была подчинена юридически.
Ян Гус перед церковным собором |
Сигизмунд
выдал Яну Гусу охранную грамоту, гарантировавшую чешскому магистру свободное
возвращение в Прагу. Император не только вероломно нарушил данную гарантию, но
и в своем выступлении на Констанском соборе потребовал для проповедника-реформатора
смертной казни на костре.
Итак, Ян
Гус в октябре 1414 года отправился в южную Германию, в Констанц. По дороге его
восторженно приветствовал простой народ, в отличие от семисот церковных
иерархов, заседавших на соборе, включая Папу Иоанна XXIII. Ему не позволили изложить свои
взгляды, единственное чего от него хотели – отречения от своих «еретических
заблуждений» и покаяния.
От Яна Гуса требуют отречения |
Ян Гус пишет из тюрьмы своим последователям в Чехию |
«Эти епископы уговаривают меня всенародно
отречься, – нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если
отрекусь от истины, то каким глазами воззрю на небо? Как дерзну посмотреть в
глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые убеждения? Никогда!
Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела.»
Из заявления Яна Гуса в соборной церкви 6 июля 1415 года.
Через три
недели после приезда в Констанц Гус был
арестован и заточен в темном и сыром подвале доминиканского монастыря, где он
содержался до дня казни 6 июля 1415 г.
Казнь Яна Гуса |
«Итак, в субботу, в 6 день месяца июля, магистр
Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, муж славной жизни и чистых
нравов, верный проповедник Евангелия Христова по ложному показанию
свидетелей.., а также по настоянию короля.., Констанским собором был приговорен
к смерти, после того, как ему даже не было предоставлено никакой аудиенции для
оправдания себя...Будучи осужден несправедливо, он был на общем собрании самого
собора лишен священнического сана и передан в руки светских властей. Он был
выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к
столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутому в землю, и обложен
вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая:
«Иисусе, сын Бога живого, помилуй мя...» После его сожжения, чтобы не
сохранилось на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен был
для унижения богемцев (чехов – авт.) в поток
Рейна...»
«Гуситская
хроника» Лаврентия из Бржезовой
Расчет
членов церковного собора не оправдался –
сожжение Яна Гуса не только не уменьшило антиклерикальных настроений, но и
стало одним из толчков, приведшим к Гуситским войнам в Чехии.
Источники:
«Человек в зеркале истории. Древний мир и Средние века», Басовская Н.И.
«Человек в зеркале истории. Древний мир и Средние века», Басовская Н.И.
«История Средних веков» под ред. Колесницкого Н.Ф.
«История Средних веков. Хрестоматия», Часть 2
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста,
ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com,
please
Спасибо !
ОтветитьУдалитьИнтересно !
История вообще интересна. Большое спасибо, Татьяна!
Удалить