При
бургундском дворе сложился примечательный идеал женской красоты, который можно
описать как образ интеллектуальной беременной дамы-девочки. Прозрачное, чуть
окрашенное румянцем лицо с выщипанными бровями и огромным подбритым лбом,
хрупкая фигура в платье с большим декольте и поддёрнутой спереди юбкой, тяжелые
складки которой имитируют большой живот.
Спустя годы, когда бургундская мода перестала быть уже модой, в «Джоконде» Леонардо да Винчи отразил именно этот идеал красоты. Огромный безбровый лоб, верх одежды темным цветом, вырезом и рукавами похож на мужскую. Некоторые ученые, с помощью компьютера пытающиеся воссоздать фигуру в полный рост, считают, что Мона Лиза беременна. Но она просто одета по бургундской моде, дерзко имитирующей это состояние души и тела.
![]() |
Бургундский идеал женской красоты |
Для женского костюма XV века характерен удлиненный силуэт, который достигался сочетанием длинной юбки, укороченного лифа и высокого головного убора. Верхним парадным платьем знатных дам был «роб» с подпоясанной почти под грудью талией, рукавами-раструбами и распашной впереди юбкой. Треугольное декольте, иногда доходившее до самого пояса, оторачивали мехом, бархатом или пришивали к нему воротник. Глубокое декольте прикрывалось вышитой прозрачной тканью.
Сюрко имел
похожий крой: узкие рукава с манжетами в виде раструбов, такой же узкий лиф, расширенная книзу, ниспадающая
складками парчовая юбка переходила в шлейф со строго регламентированной длиной.
Самый длинный шлейф, разумеется, могли позволить себе только женщины
королевской крови, за ними следовали герцогини и т.д.
Церковь заклеймила шлейфы «дьявольскими хвостами». Действительно, некоторые из них достигали такой длины, что нередко комнатные собачки, дремавшие в складках шлейфа, не прерывали сна, даже если хозяйка начинала двигаться. Но, несмотря на негодование прелатов, на протяжении всего XV века шлейф оставался обязательной деталью женского платья.
![]() |
Женский костюм периода "Бургундской моды" |
Церковь заклеймила шлейфы «дьявольскими хвостами». Действительно, некоторые из них достигали такой длины, что нередко комнатные собачки, дремавшие в складках шлейфа, не прерывали сна, даже если хозяйка начинала двигаться. Но, несмотря на негодование прелатов, на протяжении всего XV века шлейф оставался обязательной деталью женского платья.
Как и
мужчины, дамы украшали свою одежду серебряными колокольчиками и фестонами.
Женская обувь так же имела длинные носы, хотя и короче, чем у мужских пуленов.
Головные уборы дам делились на три основные типа: эннен, сетка, поддерживаемая
полосками ткани, и высокий цилиндрический убор. Самым популярным из них был
эннен – конус такой высоты, что в дверном проеме даме приходилось приседать.
Эннен не
был изобретением бургундской моды. Он появился еще во второй половине XIV века при французском дворе и
оставался любимым головным убором дам почти целое столетие. В Бургундии по
высоте эннена, как и по длине шлейфа, можно было с легкостью определить,
насколько знатной была его хозяйка. Эннен изготавливали из жесткой бумаги или
накрахмаленной льняной ткани, сверху покрывали парчой, отделывали бархатом. К
нему прикрепляли длинную прозрачную вуаль.
Еще одним излюбленным головным убором, составлявшим женский костюм XV века, был эскофьон. Его форма зависела от прически – двух кос, уложенных над ушами. На них надевали эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, которая в свою очередь закрывала косы. Кроме эннена и эскофьона, женщины носили покрывала и различного вида чепцы.
![]() |
Покрывало |
![]() |
Крузелер |
Бургундская мода повлияла не только на костюм женщин
знатного происхождения. В одежде горожанок и даже крестьянок XV века тоже прослеживаются ее характерные черты, хотя и
в меньшей степени. Прежде всего изменения коснулись лифа – он стал более
облегающим. Тем не менее платья по-прежнему оставались цельнокроеными, без
отрезных юбок.
Источники:
«История в костюмах. От фараона до денди»
«Современная энциклопедия. Мода и стиль»
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий