При
бургундском дворе сложился примечательный идеал женской красоты, который можно
описать как образ интеллектуальной беременной дамы-девочки. Прозрачное, чуть
окрашенное румянцем лицо с выщипанными бровями и огромным подбритым лбом,
хрупкая фигура в платье с большим декольте и поддёрнутой спереди юбкой, тяжелые
складки которой имитируют большой живот.
Спустя годы, когда бургундская мода перестала быть уже модой, в «Джоконде» Леонардо да Винчи отразил именно этот идеал красоты. Огромный безбровый лоб, верх одежды темным цветом, вырезом и рукавами похож на мужскую. Некоторые ученые, с помощью компьютера пытающиеся воссоздать фигуру в полный рост, считают, что Мона Лиза беременна. Но она просто одета по бургундской моде, дерзко имитирующей это состояние души и тела.
Бургундский идеал женской красоты |
Для женского костюма XV века характерен удлиненный силуэт, который достигался сочетанием длинной юбки, укороченного лифа и высокого головного убора. Верхним парадным платьем знатных дам был «роб» с подпоясанной почти под грудью талией, рукавами-раструбами и распашной впереди юбкой. Треугольное декольте, иногда доходившее до самого пояса, оторачивали мехом, бархатом или пришивали к нему воротник. Глубокое декольте прикрывалось вышитой прозрачной тканью.
Сюрко имел
похожий крой: узкие рукава с манжетами в виде раструбов, такой же узкий лиф, расширенная книзу, ниспадающая
складками парчовая юбка переходила в шлейф со строго регламентированной длиной.
Самый длинный шлейф, разумеется, могли позволить себе только женщины
королевской крови, за ними следовали герцогини и т.д.
Церковь заклеймила шлейфы «дьявольскими хвостами». Действительно, некоторые из них достигали такой длины, что нередко комнатные собачки, дремавшие в складках шлейфа, не прерывали сна, даже если хозяйка начинала двигаться. Но, несмотря на негодование прелатов, на протяжении всего XV века шлейф оставался обязательной деталью женского платья.
Женский костюм периода "Бургундской моды" |
Церковь заклеймила шлейфы «дьявольскими хвостами». Действительно, некоторые из них достигали такой длины, что нередко комнатные собачки, дремавшие в складках шлейфа, не прерывали сна, даже если хозяйка начинала двигаться. Но, несмотря на негодование прелатов, на протяжении всего XV века шлейф оставался обязательной деталью женского платья.
Как и
мужчины, дамы украшали свою одежду серебряными колокольчиками и фестонами.
Женская обувь так же имела длинные носы, хотя и короче, чем у мужских пуленов.
Головные уборы дам делились на три основные типа: эннен, сетка, поддерживаемая
полосками ткани, и высокий цилиндрический убор. Самым популярным из них был
эннен – конус такой высоты, что в дверном проеме даме приходилось приседать.
Эннен не
был изобретением бургундской моды. Он появился еще во второй половине XIV века при французском дворе и
оставался любимым головным убором дам почти целое столетие. В Бургундии по
высоте эннена, как и по длине шлейфа, можно было с легкостью определить,
насколько знатной была его хозяйка. Эннен изготавливали из жесткой бумаги или
накрахмаленной льняной ткани, сверху покрывали парчой, отделывали бархатом. К
нему прикрепляли длинную прозрачную вуаль.
Еще одним излюбленным головным убором, составлявшим женский костюм XV века, был эскофьон. Его форма зависела от прически – двух кос, уложенных над ушами. На них надевали эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, которая в свою очередь закрывала косы. Кроме эннена и эскофьона, женщины носили покрывала и различного вида чепцы.
Покрывало |
Крузелер |
Бургундская мода повлияла не только на костюм женщин
знатного происхождения. В одежде горожанок и даже крестьянок XV века тоже прослеживаются ее характерные черты, хотя и
в меньшей степени. Прежде всего изменения коснулись лифа – он стал более
облегающим. Тем не менее платья по-прежнему оставались цельнокроеными, без
отрезных юбок.
Источники:
«История в костюмах. От фараона до денди»
«Современная энциклопедия. Мода и стиль»
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий