Людовик IX из династии Капетингов был прозван Святым еще при
жизни. Даже такой критик монархии как Вольтер отзывался о нем очень лестно:
«Его благочестие – благочестие анахорета – не
лишило его ни единственной королевской добродетели. Рачительно хозяйствуя, он
не стал менее щедрым, он умело сочетал мудрую политику с непогрешимым
правосудием. И быть может, это единственный государь, который заслуживает и
такой похвалы: он был трезвомыслящим и непреклонным в Совете, несгибаемым, но
не безрассудным в сражении, и так умел сострадать, словно всю жизнь его
преследовали несчастья. Больших добродетелей человеку не дано».
Был ли
Вольтер единственным, кто высоко оценил человеческие качества Людовика Святого?
Нет, среди современников этого французского короля также было немало тех, кто
отзывался о нем весьма восторженно. Справедливости ради следует сказать, что
критики были тоже как в Средние века, так и в наши дни, которые считают
Людовика IX Французского человеком недалеким,
наивным и даже ничтожным. Так каким же он все-таки был?
Во время
его правления средневековая Франция переживала расцвет. Многие историки
сходятся в том, что реформы Людовика Святого в целом были полезными для страны
и успешными. Уже это выделяет его среди многих других государственных деятелей
прошлого, да и современности тоже.
Кроме того,
короля отличала искренняя вера, сочетавшаяся с горячим желанием процветания
Франции. Высшее благо для своего королевства Людовик IX
видел в установлении мира и поддержании справедливости. Эта идея лежала в
основе всех его государственных реформ, хотя обычно в наше прагматичное время их
объясняют исключительно желанием короля укрепить центральную власть.
Чтобы
прекратить бесконечные феодальные междоусобицы, Людовик Святой пошел на смелый
и даже рискованный шаг, учитывая менталитет средневековых баронов: он наложил
запрет на немедленное решение спорных вопросов военными действиями. Согласно
постановлению, между поводом к войне и ее началом должно было пройти 40 дней, в
течение которых король пытался примирить враждующие стороны и принять
справедливое решение.
Однако
Людовика Святого заботило не только установление справедливости во Франции,
значительную часть своего правления он провел в Крестовых походах: в 1248 -
1254 годах он возглавлял Седьмой, а в 1270 году Восьмой крестовый поход. И хотя
походы на Восток нельзя назвать проявлением миролюбия и справедливости, тем не
менее здесь полностью раскрылась натура Людовика IX, что дало повод современникам и потомкам назвать его
Святым.
Хронисты
отмечали его выдержку и спокойствие во время пребывания в плену у султана
Египта, в то время как его жена Маргарита собирала выкуп. Причем король
содержался в суровых условиях, очень отличавшихся от почетного европейского
плена. И все же он не только не потерял мужество, но и поддерживал других
плененных вместе с ним французов.
Очевидцы
оставили потомкам историю о том, как один из приближенных Людовика IX попытался во время уплаты выкупа за короля
обсчитать «неверных» на 20 тысяч ливров. Людовик пришел в сильное негодование,
так как считал, что нужно держать слово и быть честными даже с «неверными».
Другой
показательный случай, характеризующий личность Людовика Святого, произошел во
время того же неудачного Седьмого крестового похода. Когда из-за эпидемий и
полученных ран, в жарком климате тела умерших французских рыцарей были столь
устрашающими, что даже церковнослужители боялись участвовать в их погребении, король
заявил, что лично будет присутствовать на погребении каждого, после чего все
погибшие были похоронены по христианскому обряду.
Возвратившись из плена в 1254 году, Людовик IX
продолжал реформы во Франции, выступал по поручению Папы римского миротворцем в
международных делах, все это время живя идеей нового Крестового похода. Наконец
в 1270 году уже немолодой король, ему исполнилось 53 года – для Средневековья
это, по сути, старик – отправился в Восьмой крестовый поход, на этот раз в
Тунис. Но там Людовик IX, уже прозванный к тому времени Святым, скончался от
эпидемии, поразившей его войско, по существу так и не начав военных действий.
Источник:
«Последний крестоносец», Наталия Басовская
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий