суббота, 5 марта 2016 г.

Часки – быстроногие курьеры империи инков


В древности, когда человечеству были неведомы мобильные  телефоны, интернет и DHL, доставка срочных сообщений представляла собой весьма непростую задачу. Но вот инки, основавшие легендарную империю, нашли замечательное решение  этой проблемы. Они создали, как бы мы сейчас сказали,  «курьерскую службу».

Разумеется, инки не были первооткрывателями метода быстрой доставки сообщений. За много веков до появления их цивилизации в Египте, как свидетельствуют найденные в египетских гробницах изображения»,  существовали почтовые курьеры. Они курсировали по Нилу в маленьких быстроходных лодках, имя при себе кожаные сумки со свитками папирусов. В Vв. до н.э. Конфуций организовал императорскую почту в Китае, а немногим ранее  Кир Великий  сделал тоже самое в подвластной ему персидской империи.

Часки на фоне Мачу Пикчу

Греки и римляне также не остались в стороне. Известно, что  Фейдипидес пробежал около 235 км, отделявших Афины от Спарты, чтобы попросить у  отважных спартанцев выступить совместно с афинянами против  многочисленной персидской армии. А император Август наладил эффективную доставку сообщений по всей римской империи.Таким образом, многие народы задолго до инков имели своих почтовых  курьеров.

Справедливости ради стоит заметить, что инки были не единственной индейской цивилизацией, обладавшей курьерской службой. Доставка почтовых сообщений была в свое время налажена и у  ацтеков, чья цивилизация процветала на американском континенте задолго до империи инков.  На этом основании некоторые историки полагают, что инки просто заимствовали идею у своих северных соседей.    

Как бы то ни было, но часки – так называли курьеров империи инков – заслуживают внимание. Это были молодые индейцы в возрасте приблизительно от 18 до 20 лет, способные преодолевать большие расстояния за короткое время, благодаря прекрасной физической форме.

Если курьеры других древних цивилизаций  по долгу службы могли пользоваться различными средствами передвижения (лодками, лошадьми), то часки приходилось рассчитывать лишь на собственные ноги и выносливость, ведь с лошадью и колесом индейцы не были знакомы вплоть до высадки испанцев на американском берегу.

При этом следует учесть, что бегать им приходилось как в условиях разреженного воздуха альтиплано*, так и во влажном климате тропиков Амазонии, ибо империя инков включала в себя территорию нынешних Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии, Чили и Аргентины.

На  кечуа –  языке инков  –  слово «chasquiy»  означает «тот, который получает» или «дать, получить что-либо». Получив донесение, часки отправлялись в путь, пользуясь сетью дорог Капак Нян (Cápac Ñan), пересекавшей  империю инков с севера на юг. На всем ее протяжении через каждые 3-4 км располагались придорожные хижины, где были запасы воды и пищи, и где ожидавшие часки укрывались от непогоды. Здесь курьеры сменяли друг друга и, пользуясь  эстафетой,  передавали сообщение дальше. Подобная система позволяла часки в течение светового дня преодолевать расстояние, более чем в 100 км. Сообщения из Куско – столицы империи инков – доставлялись в Кито (нынешняя столица Эквадора) в течение недели.

Часки в пути

Важные сообщения и приказы, как правило, передавались устно, а данные содержащие цифры, с помощью кипу – системы узелкового письма. Кипу представляла собой веревку, со свисавшими  шнурками, на которых были сделаны узелки. Каждый узелок соответствовал единицам, десяткам или сотням.

В обязательную экипировку часки входила путуту (pututu) – морская раковина, посредством которой часки возвещал  о своем  прибытии, поджидавшему его на эстафете «коллеге». Кроме этого, кипу (khipu) –  узелковое письмо и  кёпи (qёpi) – заплечная сумка, где лежали вещи и посылки. Завершал «униформу» часки плюмаж из белых перьев на голове, по которому любой издалека узнавал имперского курьера.

После испанского завоевания термин часки продолжал применяться к курьерам, доставлявшим почтовые сообщения, но уже на лошадях, и, пережив период колонизации, был популярен вплоть до середины  XX в. Впрочем, и в настоящее время он не забыт,  входя в названием некоторых южноамериканских фирм.



*альтиплано – регион, расположенный на юге Перу и юго-западе Боливии в среднем на высоте 3400 м над уровнем моря, и представляющий собой котловины между горными цепями Анд.



Источник:

“El chasqui. Mensajero del Imperio”, Pablo Macera






Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...