пятница, 8 апреля 2016 г.

Главные божества религии ацтеков


Религия ацтеков была политеистической, основанной на поклонении множеству богов и богинь, некоторые (как Тлалок, Тескатлипока и Кецалькоатль) были известны в Мексиканской долине с давних времен. Другие боги были позаимствованы у покоренных народов, и к правлению Монтесумы II этих заимствованных богов стало так много, что пришлось выстроить для них специальный храм в столице.


Жрецы пытались представить этих иноплеменных божеств как разные воплощения уже существующих богов и таким образом вписать их в ацтекский пантеон, но воображение народа работало в другом направлении: люди рассматривали как самостоятельных богов тех, что для жрецов были всего лишь проявлениями одного и того же бога.

Уицилопочтли – Колибри‑Левша, или Колибри Юга, – был национальным богом ацтеков и, в отличие от других мексиканских божеств, не имел большого числа приверженцев за пределами Теночтитлана. Он был племенным богом во время странствий ацтеков, и по мере укрепления власти ацтеков росла значимость культа Уицилопочтли.

Единственным его соперником был Тлалок, бог Дождя, с которым Уицилопочтли делил почетное место на вершине великой пирамиды. Ацтеки, в особенности класс воинов, считали себя избранными приверженцами Уицилопочтли.

Матерью Уицилопочтли, рассказывает предание, была Коатликуэ, древняя богиня Земли. Она уже произвела на свет Луну и звезды, когда в один прекрасный день, убираясь в храме, нашла мяч из перьев, который бережно спрятала на груди. Когда через некоторое время она решила опять взглянуть на мяч, то обнаружила, что он исчез, и в то же время Коатликуэ поняла, что ожидает еще одно дитя.

Уицилопотчли, национальный бог ацтеков

Ее сыновья и дочери нашли этот рассказ совсем неубедительным и, стыдясь бесчестья матери, они решили ее убить. Но пока они готовились совершить это злодеяние, на свет появился Уицилопотчли. С помощью Огненной Змеи он одержал победу над своими братьями и сестрами и убил их.

Таким образом, с самого рождения Уицилопочтли был воинственным богом, подходящим покровителем для такого воинственно настроенного народа, каким были ацтеки. В то же время он был воплощением Солнца, и в этом качестве его битва с силами ночи была бесконечна. Каждое утро Солнце рождалось заново. Каждую ночь вновь происходило его сражение с Луной и звездами.

Но что, если бог ослабеет и потерпит поражение? О последствиях и подумать было страшно, поскольку, если однажды утром Солнце не взойдет, человечеству и всей Вселенной придет конец.

Следовательно, Уицилопочтли должен был непременно оставаться сильным и энергичным, а значит, люди должны были питать Солнце, чтобы укрепить его в борьбе против тьмы. Самой драгоценной пищей, какую только мог дать человек, была его жизнь, обитающая в человеческом сердце и крови. В этом ацтеки видели оправдание человеческих жертвоприношений.

Жертвоприношения у ацтеков

В качестве бога Венеры Уицилопочтли имел два воплощения, представляемых утром Кецалькоатлем, а вечером Шолотлем, чудовищем с собачьей головой. Эта двойственность делала его богом близнецов, которого бесплодные женщины молили о детях, а в качестве творца и благодетеля человечества он выступал как покровитель ремесел и всех видов знания.

Для жрецов и теологов это был один бог со множеством воплощений. Однако необразованные люди считали каждое из воплощений независимым богом, со своим именем, атрибутами и сферой влияния.


Чем важнее было божество, тем шире был круг его обязанностей. Кецалькоатль (Пернатый Змей) считался богом‑творцом, но под именем Эекатля он выступал также в качестве бога Ветра, в этой роли он появлялся уже не как пернатый змей, а как персонаж, носящий на лице маску‑клюв.

Эекать, ацтекский бог ветра

Одна философско‑религиозная школа ацтеков придерживалась мнения, что все боги – лишь различные проявления единого Всевышнего, дарующего жизнь, породившего Вселенную, богов и людей. Первая божественная пара, Ометекутли и Омесиуатль, в действительности являются разными воплощениями единого божества Ометеотля (Бога Двойственности), который одновременно несет в себе женское и мужское начало.

Бог ацтеков Кецалькоатль

Этому всемогущему, но непостижимому божеству поклонялись под именем Тлоке‑Науаке (Вездесущий Бог). Из всех богов он единственный, которого никогда не изображали на рисунках или в скульптуре. Он не имел родителей, поскольку, являясь творцом мира, существовал с начала времен.

Однако подобные философские рассуждения не находили отклика в народе. Крестьяне упрямо продолжали поклоняться своим сельским богам, оберегавшим урожай и запасы пищи. Божества эти были столь многочисленны, что носили коллективное имя Четыре Сотни Кроликов. У каждого города или деревни был свой бог, равно как и каждый класс, профессия или торговая гильдия имели своих покровителей.

Тлалок, бог Дождя, чье имя означает «Тот, Кто Заставляет Расти»,  обычно был благожелательно настроен к человеку, но стоило его рассердить,  он мог отомстить, наслав наводнение, молнии, дождь со снегом или несвоевременный дождь, из‑за которого в амбарах заводилась плесень, а урожай намокал на корню и его невозможно было убрать.


Тлалок, бог дождя у ацтеков


В первый и третий месяцы года на горных вершинах в жертву Тлалоку приносили маленьких детей. Их слезы символизировали капли дождя, и чем сильнее они плакали, тем выше были шансы на то, что дождь пойдет именно тогда, когда нужно.

В шестой месяц жрецы в течение четырех дней омывались в озере, вспенивая воду и имитируя крики птиц. Людей, совершивших мелкие преступления, бросали в воду и не давали выбраться. Празднество достигало кульминации, когда пленников умерщвляли, а их сердцами наполняли каноэ, которое выталкивали на середину озера и там затапливали.

Другим богом плодородия был Шипе‑Тотек (Владыка со Снятой Кожей), чей культ был привнесен из страны уастеков. Его лицо было раскрашено красной краской с желтыми полосками, часто его изображали обряженным в человеческую кожу, что должно было символизировать новый растительный покров, в который одевалась земля каждую весну. Эта кожа имела золотистый цвет, и Шипе был не только богом весеннего возрождения, но и покровителем золотых дел мастеров.


Шипе-Тотека, ацтекский бог плодородия

Некоторых из пленников, посвященных Шипе, привязывали к высокой деревянной конструкции и умерщвляли, выпуская в них стрелы так, что их кровь капала на землю, подобно живительному дождю. Другие пленники выступали в роли гладиаторов. Жертву привязывали к огромному округлому камню, стоявшему на главной площади города.

Ему вручали бутафорское оружие, которым он должен был сражаться с четырьмя воинами, вооруженными настоящим оружием. Если им не удавалось убить жертву, ее предавал смерти пятый воин‑левша. С тела снимали кожу, и тот, кто взял жертву в плен, хранил ее в течение двадцати дней, носил ее сам или одалживал другим в обмен на различные дары.


Бой "гладиаторов" у ацтеков


Еще одним важным богом был Тескатлипока  – соперник Кецалькоатля. Он мог как дарить, так и отнимать жизнь, был вечно молодым и в своем обсидиановом зеркале  мог видеть все, что происходило в мире. Это был бог ночного неба, а значит, покровитель магов и грабителей, а также покровителем войн. Маской был ягуар, а амулетом – нож из кремня или обсидиана.

Как уже отмечалось, религия ацтеков была политеистический и всегда готова была принять новые божества в свой пантеон. В этом состояло коренное отличие ацтеков и испанцев. Последние могли строить свои храмы только на руинах чужих святилищ. 


Источник:
«Ацтеки. Быт, религия, культура», Брэй У. (печатается с сокращениями)





Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...