Религия ацтеков была
политеистической, основанной на поклонении множеству богов и богинь, некоторые
(как Тлалок, Тескатлипока и Кецалькоатль) были известны в Мексиканской долине с
давних времен. Другие боги были позаимствованы у покоренных народов, и к правлению
Монтесумы II этих заимствованных богов стало так много, что пришлось
выстроить для них специальный храм в столице.
Жрецы пытались
представить этих иноплеменных божеств как разные воплощения уже существующих
богов и таким образом вписать их в ацтекский пантеон, но воображение народа
работало в другом направлении: люди рассматривали как самостоятельных богов
тех, что для жрецов были всего лишь проявлениями одного и того же бога.
Уицилопочтли – Колибри‑Левша,
или Колибри Юга, – был национальным богом ацтеков и, в отличие от других
мексиканских божеств, не имел большого числа приверженцев за пределами
Теночтитлана. Он был племенным богом во время странствий ацтеков, и по мере
укрепления власти ацтеков росла значимость культа Уицилопочтли.
Единственным его
соперником был Тлалок, бог Дождя, с которым Уицилопочтли делил почетное место
на вершине великой пирамиды. Ацтеки, в особенности класс воинов, считали себя
избранными приверженцами Уицилопочтли.
Матерью Уицилопочтли,
рассказывает предание, была Коатликуэ, древняя богиня Земли. Она уже произвела
на свет Луну и звезды, когда в один прекрасный день, убираясь в храме, нашла
мяч из перьев, который бережно спрятала на груди. Когда через некоторое время
она решила опять взглянуть на мяч, то обнаружила, что он исчез, и в то же время
Коатликуэ поняла, что ожидает еще одно дитя.
Ее сыновья и дочери нашли
этот рассказ совсем неубедительным и, стыдясь бесчестья матери, они решили ее
убить. Но пока они готовились совершить это злодеяние, на свет появился Уицилопотчли.
С помощью Огненной Змеи он одержал победу над своими братьями и сестрами и убил
их.
Таким образом, с самого
рождения Уицилопочтли был воинственным богом, подходящим покровителем для
такого воинственно настроенного народа, каким были ацтеки. В то же время он был
воплощением Солнца, и в этом качестве его битва с силами ночи была бесконечна.
Каждое утро Солнце рождалось заново. Каждую ночь вновь происходило его сражение
с Луной и звездами.
Но что, если бог ослабеет
и потерпит поражение? О последствиях и подумать было страшно, поскольку, если
однажды утром Солнце не взойдет, человечеству и всей Вселенной придет конец.
Следовательно,
Уицилопочтли должен был непременно оставаться сильным и энергичным, а значит,
люди должны были питать Солнце, чтобы укрепить его в борьбе против тьмы. Самой
драгоценной пищей, какую только мог дать человек, была его жизнь, обитающая в
человеческом сердце и крови. В этом ацтеки видели оправдание человеческих
жертвоприношений.
В качестве бога Венеры
Уицилопочтли имел два воплощения, представляемых утром Кецалькоатлем, а вечером
Шолотлем, чудовищем с собачьей головой. Эта двойственность делала его богом
близнецов, которого бесплодные женщины молили о детях, а в качестве творца и
благодетеля человечества он выступал как покровитель ремесел и всех видов
знания.
Для жрецов и теологов это
был один бог со множеством воплощений. Однако необразованные люди считали
каждое из воплощений независимым богом, со своим именем, атрибутами и сферой
влияния.
Чем важнее было божество,
тем шире был круг его обязанностей. Кецалькоатль (Пернатый Змей) считался богом‑творцом,
но под именем Эекатля он выступал также в качестве бога Ветра, в этой роли он
появлялся уже не как пернатый змей, а как персонаж, носящий на лице маску‑клюв.
Одна философско‑религиозная
школа ацтеков придерживалась мнения, что все боги – лишь различные проявления
единого Всевышнего, дарующего жизнь, породившего Вселенную, богов и людей.
Первая божественная пара, Ометекутли и Омесиуатль, в действительности являются
разными воплощениями единого божества Ометеотля (Бога Двойственности), который
одновременно несет в себе женское и мужское начало.
Этому всемогущему, но
непостижимому божеству поклонялись под именем Тлоке‑Науаке (Вездесущий Бог). Из
всех богов он единственный, которого никогда не изображали на рисунках или в
скульптуре. Он не имел родителей, поскольку, являясь творцом мира, существовал
с начала времен.
Однако подобные
философские рассуждения не находили отклика в народе. Крестьяне упрямо
продолжали поклоняться своим сельским богам, оберегавшим урожай и запасы пищи. Божества
эти были столь многочисленны, что носили коллективное имя Четыре Сотни
Кроликов. У каждого города или деревни был свой бог, равно как и каждый класс,
профессия или торговая гильдия имели своих покровителей.
Тлалок, бог Дождя, чье имя
означает «Тот, Кто Заставляет Расти»,
обычно был благожелательно настроен к человеку, но стоило его
рассердить, он мог отомстить, наслав
наводнение, молнии, дождь со снегом или несвоевременный дождь, из‑за которого в
амбарах заводилась плесень, а урожай намокал на корню и его невозможно было
убрать.
Тлалок, бог дождя у ацтеков |
В первый и третий месяцы
года на горных вершинах в жертву Тлалоку приносили маленьких детей. Их слезы
символизировали капли дождя, и чем сильнее они плакали, тем выше были шансы на
то, что дождь пойдет именно тогда, когда нужно.
В шестой месяц жрецы в
течение четырех дней омывались в озере, вспенивая воду и имитируя крики птиц.
Людей, совершивших мелкие преступления, бросали в воду и не давали выбраться.
Празднество достигало кульминации, когда пленников умерщвляли, а их сердцами
наполняли каноэ, которое выталкивали на середину озера и там затапливали.
Другим богом плодородия
был Шипе‑Тотек (Владыка со Снятой Кожей), чей культ был привнесен из страны
уастеков. Его лицо было раскрашено красной краской с желтыми полосками, часто
его изображали обряженным в человеческую кожу, что должно было символизировать
новый растительный покров, в который одевалась земля каждую весну. Эта кожа
имела золотистый цвет, и Шипе был не только богом весеннего возрождения, но и
покровителем золотых дел мастеров.
Шипе-Тотека, ацтекский бог плодородия |
Некоторых из пленников,
посвященных Шипе, привязывали к высокой деревянной конструкции и умерщвляли,
выпуская в них стрелы так, что их кровь капала на землю, подобно живительному
дождю. Другие пленники выступали в роли гладиаторов. Жертву привязывали к огромному
округлому камню, стоявшему на главной площади города.
Ему вручали бутафорское
оружие, которым он должен был сражаться с четырьмя воинами, вооруженными
настоящим оружием. Если им не удавалось убить жертву, ее предавал смерти пятый
воин‑левша. С тела снимали кожу, и тот, кто взял жертву в плен, хранил ее в
течение двадцати дней, носил ее сам или одалживал другим в обмен на различные
дары.
Бой "гладиаторов" у ацтеков |
Еще одним важным богом
был Тескатлипока – соперник
Кецалькоатля. Он мог как дарить, так и отнимать жизнь, был вечно молодым и в
своем обсидиановом зеркале мог видеть
все, что происходило в мире. Это был бог ночного неба, а значит, покровитель
магов и грабителей, а также покровителем войн. Маской был ягуар, а амулетом –
нож из кремня или обсидиана.
Как уже отмечалось, религия ацтеков была политеистический и всегда готова была принять новые божества в свой пантеон. В этом состояло коренное отличие ацтеков и испанцев. Последние могли строить свои храмы только на руинах чужих святилищ.
Источник:
«Ацтеки. Быт, религия, культура», Брэй У. (печатается с сокращениями)
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
Комментариев нет:
Отправить комментарий