«ВЕЛИКАЯ трагедия средневековой
церкви в том, что она не смогла идти в ногу со временем... Закоснелая и
неспособная давать духовное руководство, она стала реакционной, упадочнической
и растленной на всех уровнях».
Так в книге «История реформации» описывается могущественная
Римско-католическая церковь, власть которой с V по XV век распространялась почти на всю
Европу. Как же случилось, что
церковь утратила свое влияние и стала «упаднической и растленной»?
К концу
XV века
Римско-католическая церковь с ее приходами, монастырями и школами стала
крупнейшим землевладельцем
во всей Европе. Известно, что ей принадлежала половина земельных угодий Франции
и Германии, а также две пятых и более земель Швеции и Англии. К чему это привело?
«В конце
XV —
начале XVI века
роскошь и великолепие Рима безмерно возросли и его политическое влияние на
какое-то время усилилось»,— говорится в книге «История цивилизации». Однако эта
роскошь дорого стоила, и, чтобы не утратить ее, папство вынуждено было искать
новые источники доходов. Историк Вил Дюрант писал:
«Со всякого, кто получал
духовный сан, взыскивались аннаты, то есть ежегодные выплаты (в первый год
половина дохода, а в последующие годы — десятина), которые требовалось
посылать папской курии —
административным учреждениям, подчиненным римскому папе. За архиепископский
паллий (накидку из белой шерсти, которая удостоверяла и символизировала власть
ее владельца) новый архиепископ должен был выплатить папе круглую сумму. После
смерти кардинала, архиепископа, епископа и аббата его личное имущество
передавалось папе. [...] За разбирательство или решение какого-либо вопроса
папская курия в благодарность ожидала подарок, а порой и само решение зависело
от подарка».
Таким образом из года в год в папскую казну стекались огромные деньги, что
в итоге вело к продажности и моральному разложению. В то время говорили, что «даже папа
не может грязью играть и рук не марать», и в истории Римско-католической церкви
того периода, по словам одного историка, была «целая плеяда крайне светских
пап».
Среди них, например, Сикст IV
(папствовал с 1471 по 1484 год),
вложивший изрядный капитал в строительство Сикстинской капеллы, которой
присвоил свое имя, и обогативший своих многочисленных племянников и племянниц.
Скандально известный папа Александр VI Борджиа (папствовал
с 1492 по 1503 год)
открыто признал своих незаконнорожденных детей и сделал им протекцию.
Папа Юлий II
(1503—1513), племянник Сикста IV, больше
посвящал себя войнам, политике и искусству, чем своим церковным обязанностям. Поэтому
нидерландский богослов-католик Эразм Роттердамский в 1518 году справедливо
отметил: «Бесстыдство Римской курии
достигло апогея».
Впрочем, безнравственность и продажность
были присущи не только папству. В то время была известна поговорка
«Хочешь испортить сына, отдай его в священники». Это подтверждают письменные
свидетельства того времени.
По словам историка Дюранта, в Англии в 1499 году «23 процента тех, кто обвинялся в распутстве... были священники, хотя в
целом служители церкви составляли менее 2 процентов населения. Некоторые
духовники пытались склонить кающихся женщин к сексуальным связям.
Тысячи священников, а в Германии практически все, имели любовниц».
В Испании
говорили: «От служителей Христа вряд ли можно что-то получить без денег; за
крещение —
плати... за венчание —
плати, за исповедь —
тоже плати. Ничего, даже соборование перед смертью, не получишь без денег!
Бесплатно они и в колокол не позвонят, и в церкви не отпоют. Как видно, для
бедняков дорога в Рай заказана».
Обобщить сказанное о состоянии Римско-католической церкви начала XVI века можно словами
Никколо Макиавелли, известного итальянского философа того времени:
«Невозможно представить
большего свидетельства упадка религии, нежели указание на то, что народ,
находящийся ближе всех к римской Церкви, являющейся главой нашей религии,
наименее религиозен».
Кризис церкви заметили не только Эразм Роттердамский и Макиавелли, но и
сама Церковь. Для рассмотрения некоторых жалоб и нарушений созывались церковные
соборы, но существенной пользы это не принесло. Папы, купающиеся в
лучах собственной славы и могущества, не приветствовали какие-либо перемены.
Источник:
«Человечество в поисках
Бога» (перепечатано с сокращениями)
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please