вторник, 3 мая 2016 г.

Реформация Католической церкви – новый виток духовных исканий


 «ВЕЛИКАЯ трагедия средневековой церкви в том, что она не смогла идти в ногу со временем... Закоснелая и неспособная давать духовное руководство, она стала реакционной, упадочнической и растленной на всех уровнях».
   

Так в книге «История реформации» описывается могущественная Римско-католическая церковь, власть которой с V по XV век распространялась почти на всю Европу.  Как же случилось, что церковь утратила свое влияние и стала «упаднической и растленной»?

К концу XV века Римско-католическая церковь с ее приходами, монастырями и школами стала крупнейшим землевладельцем во всей Европе. Известно, что ей принадлежала половина земельных угодий Франции и Германии, а также две пятых и более земель Швеции и Англии. К чему это привело?

Продажа индульгенций

«В конце XV — начале XVI века роскошь и великолепие Рима безмерно возросли и его политическое влияние на какое-то время усилилось»,— говорится в книге «История цивилизации». Однако эта роскошь дорого стоила, и, чтобы не утратить ее, папство вынуждено было искать новые источники доходов. Историк Вил Дюрант писал:

«Со всякого, кто получал духовный сан, взыскивались аннаты, то есть ежегодные выплаты (в первый год половина дохода, а в последующие годы — десятина), которые требовалось посылать папской курии — административным учреждениям, подчиненным римскому папе. За архиепископский паллий (накидку из белой шерсти, которая удостоверяла и символизировала власть ее владельца) новый архиепископ должен был выплатить папе круглую сумму. После смерти кардинала, архиепископа, епископа и аббата его личное имущество передавалось папе. [...] За разбирательство или решение какого-либо вопроса папская курия в благодарность ожидала подарок, а порой и само решение зависело от подарка».


Таким образом из года в год в папскую казну стекались огромные деньги, что в итоге вело к продажности и моральному разложению. В то время говорили, что «даже папа не может грязью играть и рук не марать», и в истории Римско-католической церкви того периода, по словам одного историка, была «целая плеяда крайне светских пап».

Среди них, например, Сикст IV (папствовал с 1471 по 1484 год), вложивший изрядный капитал в строительство Сикстинской капеллы, которой присвоил свое имя, и обогативший своих многочисленных племянников и племянниц. Скандально известный папа Александр VI Борджиа (папствовал с 1492 по 1503 год) открыто признал своих незаконнорожденных детей и сделал им протекцию.

Папа Сикст IV

Папа Юлий II (1503—1513), племянник Сикста IV, больше посвящал себя войнам, политике и искусству, чем своим церковным обязанностям. Поэтому нидерландский богослов-католик Эразм Роттердамский в 1518 году справедливо отметил: «Бесстыдство Римской курии достигло апогея».

Впрочем, безнравственность и продажность были присущи не только папству. В то время была известна поговорка «Хочешь испортить сына, отдай его в священники». Это подтверждают письменные свидетельства того времени.


По словам историка Дюранта, в Англии в 1499 году «23 процента тех, кто обвинялся в распутстве... были священники, хотя в целом служители церкви составляли менее 2 процентов населения. Некоторые духовники пытались склонить кающихся женщин к сексуальным связям. Тысячи священников, а в Германии практически все, имели любовниц».

В Испании говорили: «От служителей Христа вряд ли можно что-то получить без денег; за крещение — плати... за венчание — плати, за исповедь — тоже плати. Ничего, даже соборование перед смертью, не получишь без денег! Бесплатно они и в колокол не позвонят, и в церкви не отпоют. Как видно, для бедняков дорога в Рай заказана».

Сикстинская капелла

Обобщить сказанное о состоянии Римско-католической церкви начала XVI века можно словами Никколо Макиавелли, известного итальянского философа того времени:

«Невозможно представить большего свидетельства упадка религии, нежели указание на то, что народ, находящийся ближе всех к римской Церкви, являющейся главой нашей религии, наименее религиозен».

Кризис церкви заметили не только Эразм Роттердамский и Макиавелли, но и сама Церковь. Для рассмотрения некоторых жалоб и нарушений созывались церковные соборы, но существенной пользы это не принесло. Папы, купающиеся в лучах собственной славы и могущества, не приветствовали какие-либо перемены.



Если бы Церковь лучше следила за чистотой собственного «дома», то не исключено, что религиозной Реформации не было бы вовсе. Вальденсы и альбигойцы, которые были признаны еретиками и движение которых было жестоко подавлено, пробудили в искренних людях протест против неблаговидных дел католического духовенства и желание вновь обратиться к Библии. Таковыми были причины религиозной реформации в Западной Европе.


Источник:
«Человечество в поисках Бога» (перепечатано с сокращениями)


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...