пятница, 30 июня 2017 г.

Оливье Левассёр - французский пират. Легенда о кладе и криптограмма Левассёра


О корсарах, пиратах, флибустьерах, буканьерах и прочих «джентльменах удачи» написан ни один приключенческий роман и снят ни один фильм. Окутанные ореолом романтики эти харизматичные морские разбойники нередко становятся образцами для подражания, ведь многие из них якобы примкнули к пиратам вовсе не по зову сердца, а по вине обстоятельств.


Однако в реальной жизни все выглядело далеко не так привлекательно. Анналы истории, начиная с незапамятных времен, наполнены кровавыми страницами убийств, вымогательств и грабежей, чинившихся пиратами. Амаро Парго, Оливье Левассёр, Генри Морган и многие другие приобрели сомнительную славу, наводя ужас на мореплавателей и прибрежные города.

Древнейший промысел

Морской разбой появился на заре цивилизации вместе с развитием торговли. Купеческие корабли, нагруженные дорогими товарами, но плохо вооруженные, становились легкой добычей пиратов. Первые письменные упоминания о морских разбойниках относятся ко временам египетских фараонов.

В античную эпоху пираты вольно бороздили просторы Адриатического, Эгейского и Средиземного морей. Древнегреческие полисы вели периодическую борьбу с их засильем, однако ощутимых результатов она не приносила. Пираты продолжали грабить торговые суда, а пассажиров и команду продавать в рабство.

Пираты древности

Позднее Римская империя смогла эффективно противостоять морскому разбою. Помпей в I веке до нашей эры, собрав 500 кораблей и армию численностью 120 тысяч человек, в течение трех месяцев очистил Средиземноморье от пиратов. Только с падением Рима в V веке нашей эры в этом регионе морской разбой снова стал возрождаться.

Эпоха географических открытий

К концу Средних веков европейцы достигли больших успехов в кораблестроении и навигации. Испанцы и португальцы научились строить каравеллы – вместительные, быстроходные и легкие корабли, способные плыть против ветра.

Развитие картографии, наряду с использованием компаса, позволяло теперь плавать в открытом море, а гипотеза о шарообразности Земли давала надежду достичь богатого Востока, отправляясь на запад. Все это подготовило Великие географические открытия.



На протяжении двухсот лет, начиная со второй половины XV в. и заканчивая серединой XVII в., европейские мореплаватели исследовали неизвестные до этого океаны, моря, материки и острова. С одной стороны, географические открытия были шагом вперед, но, с другой, они дали толчок колониальным захватам и небывалому всплеску морского разбоя.

Именно эта эпоха подготовила условия для появления пиратов, чьи имена до сих пор не забыты. Тем более, если они связаны с поисками награбленных сокровищ. Например, криптограмма Левассёра – предводителя головорезов, орудовавших сначала в Карибском море, а затем в Индийском океане, остается неразгаданной и в наши дни.

Узаконенное пиратство

На первый взгляд может показаться удивительным тот факт, что сами европейские монархии в определенной степени стали причиной невиданной активности пиратов, с которыми впоследствии настойчиво боролись. Тем не менее это так.

Голландия, Португалия, Великобритания, Испания и Франция в XVI-XVII вв. соперничали из-за новых колоний и первенства в мировой торговле. Ставки в такой борьбе были очень высоки, поэтому вовлеченные в нее государства пренебрегали щепетильностью, когда речь заходила о выборе средств.



Таким образом появилось каперство – узаконенное пиратство. Сначала патенты на грабеж торговых кораблей неприятеля власть выдавала частным лицам только на период военных действий. Однако вошедшие во вкус каперы не спешили оставлять сравнительно легкий способ наживы и после их окончания.

По некоторым сведениям, упомянутый выше Оливье Левассёр начинал карьеру в качестве капера, грабя испанские суда в Атлантическом океане по поручению правительства Франции. Правда, вскоре он, как и многие его товарищи по ремеслу, предпочел «работать» на себя.

Пиратство в Карибском море

Морской разбой сыграл не последнюю роль в колонизации Америки и в процессе первоначального накопления капитала в странах Западной Европы. Подавляющее большинство пиратов и каперов были голландцами, французами, испанцами, англичанами и португальцами.

В середине XVII в. начался период, названный историками Золотым веком морского разбоя. Продлился он приблизительно 80 лет, а главной ареной деятельности пиратов в то время стали Карибы, где курсировали корабли, перевозившие золото, табак, серебро, индиго, сахар и прочие товары.


К концу того же столетия, когда колониальные государства наконец разделили сферы влияния, они принялись общими силами искоренять морской разбой в бассейне Карибского моря. По этой причине многие пираты, и среди них Оливье Левассёр, перебрались в другие части земного шара, чтобы без помех продолжать свой незаконный промысел.

Человек без прошлого

Достоверных сведений о происхождении Левассёра не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что он принадлежал к той же семье, что и Поль Левассёр– еще один французский пират из Кале. Однако документального подтверждения у этой гипотезы нет. 

Также существует предположение, что Оливье родом с Тортуги – острова в Карибском море, где в 40-е годы XVII века губернатором был Франсуа Левассёр. Если это так, тогда он принадлежал к дворянскому роду из Коньера (департамент Мэн).
То же самое относится и к году рождения Оливье Левассёра. Точная дата нам неизвестна. Скорее всего, он родился в промежутке между 1680 и 1690 гг.

Единственным источником, относящимся к тому времени, когда Оливье Левассёр промышлял в Карибском море, а затем в Индийском океане, является «История самых известных пиратов» Чарльза Джонсона, выпущенная в 1720 г.

Вынужденная миграция

В годы Войны за испанское наследство (1701 – 1714 гг.) правительство Людовика XIV щедро раздавало патенты каперам, грабившим суда в Атлантическом океане. Однако после ее окончания Франция присоединилась к коалиции европейских держав, созданной для искоренения пиратства в этом регионе.



Известно, что в 1716 г. Левассёр по кличке Ла Бюз командовал экипажем из 70 морских разбойников. Курсируя в Карибском море, они удачно грабили голландские, испанские и английские суда, направлявшиеся в Европу или в Америку.

Примерно в это же время на Багамах состоялась встреча пиратских главарей, где большинство высказалось за то, чтобы перебраться в более спокойные места, поскольку кампания против морского разбоя набирала силу. Среди тех, кто решил мигрировать, был и пират Оливье Левассёр.

В водах Индийского океана

Западная Африка стала тем местом, где он промышлял грабежом в 1718 – 1719 гг. вместе с капитанами Коклином и Дэвисом. Ограбив по меньшей мере 15 судов в устье реки Сьерра-Леоне, они расстались. На этот раз французский пират отправился со своим экипажем в Индийский океан через мыс Доброй Надежды.

Летом 1720 г. у одного из Коморских островов судно Левассёра потерпело крушение. Его команду подобрали Ингленд и Тэйлор – капитаны двух пиратских кораблей. Вскоре Ингленд был смещен и высажен на острове Маврикий, а на его место избран Левассёр.

Вместе с Тэйлором они захватили сначала два арабских судна, а затем груз английской эскадры, принадлежавшей Ост-Индской компании. Добыча была большой и пираты выгодно сбыли ее голландским купцам в индийском городе Кочин. Оттуда они снова повернули в сторону Маврикия.

 Баснословный трофей

Пополнив запасы провизии и починив суда, Тэйлор с Левассёром взяли курс на Мадагаскар. На пути их следования лежал остров Реюньон, называвшийся в то время Бурбон. Пираты подошли к нему 8 апреля 1721 г. и обнаружили на рейде португальский корабль, потрепанный штормом.


Сведения о последовавших событиях можно отыскать в архивах разных европейских стран, потому что добыча, захваченная шайкой морских разбойников считается одной из самых крупных в истории пиратства.

На борту португальского корабля-флагмана находился архиепископ и вице-король Гоа, но главное – горы алмазов, ювелирные украшения, дорогие ткани, мебель, серебряные и золотые слитки, посуда, предметы культа, деньги и пр. По оценкам историков, стоимость только алмазов по сегодняшнему курсу колеблется от 3 до 4 млн. долларов.

Дилемма                        
 
Дележ добычи состоялся на Мадагаскаре. Каждый получил по 42 алмаза и по 4 тысячи фунтов стерлингов. В начале XVIII века – это было неслыханное богатство, позволявшее безбедно жить в Европе.



Тем не менее пираты и не помышляли оставлять доходный промысел. Известно, что в 1722 г. они ограбили арабский корабль, следовавший с товаром из Китая, после чего перебрались с Мадагаскара в бухту Делагоа (Восточная Африка). Местный голландский гарнизон не только не оказал сопротивление морским разбойникам, но и в полном составе влился в их ряды.

Несколько месяцев у пиратов ушло на то, чтобы починить корабли и решить, что же делать дальше: возвращаться на Карибы или оставаться в Индийском океане. В конце концов Тейлор отплыл в Вест-Индию, а Левассёр с экипажем в 250 человек продолжил грабить торговые суда у побережья Восточной Африки, пока его корабль сев на мель, не потерпел крушение. С этого времени Левассёр обосновался на Мадагаскаре.

Конец карьеры

Остров Реюньон в 1642 г. стал французской колонией. От Мадагаскара его отделяют всего 700 км. В 1724 г. губернатор острова пообещал Левассёру и его шайке амнистию, если они порвут с пиратством и переселятся на Реюньон. Желающих нашлось немного. Большинство, включая Ла Бюза, отказались.

Могила Оливье Левассёра (Ла Бюза)

В течение следующих шести лет они продолжали промышлять в Индийском океане, сделав своей базой небольшой островок Сент-Мари. В 1730 г. капитан французского судна «Медуза» обманом захватил Левассёра в плен и доставил в кандалах на Реюньон. Здесь пират предстал перед судом, который приговорил его к повешению.

Ходили слухи, что один из членов Совета, управлявшего островом, особенно активно ратовал на поимку и казнь Ла Бюза, поскольку намеревался завладеть его богатством. Если это правда, он, скорее всего, был озадачен тем, что произошло дальше.

Тайна клада

Казнь состоялась в июле 1730 г. на главной площади г. Сен-Поль, бывшего в то время административным центром острова. Перед тем как взойти на эшафот, пират бросил в толпу зрителей клочок бумаги, заявив, что его сокровища достанутся тому, кто сможет расшифровать записи.

Криптограмма Левассёра

Скептики считают этот рассказ легендой. Тем не менее криптограмма действительно существует. И вот уже около трех столетий сокровища Оливье Левассёра продолжают будоражить умы кладоискателей разных стран. Их можно понять, учитывая размер добычи, захваченной пиратами у португальцев в 1721 г.  А ведь это был только один из эпизодов в карьере Ла Бюза.

Как бы то ни было, но клад Оливье Левассёра продолжают искать и в наши дни на островах Индийского океана, расположенных недалеко от Мадагаскара. Правда, пока никому не удалось правильно расшифровать криптограмму хитрого пирата. Следовательно, в истории сокровищ Ла Бюза точку ставить еще рано.



Источник: авторская статья на портала fb.ru


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please




Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...