вторник, 26 октября 2021 г.

Творчество Ф. Шиллера (1759–1805 гг.)

Фридрих фон Шиллер принадлежал к семье, чьи предки, жившие более двухсот лет в Вюртембергском герцогстве, были виноделами и крестьянами. Отец его служил полковым фельдшером у вюртембергского герцога, мать происходила из семьи булочника.

Фридрих Шиллер

Росший в  религиозной атмосфере, будущий поэт мечтал стать священником, однако приказ герцога в 1773 г. определить его на обучение в военную академию изменил его судьбу. Именно здесь он, увлекшись поэзией штюрмеров и Ф. Клопштока, и под влиянием поэтической манеры последнего создает драму «Космус фон Медичи» и оду «Завоеватель», опубликованную в 1777 г. в журнале «Немецкие хроники». 


В 1780 г. Фридрих завершает обучение в Академии и получает место полкового врача в г. Штутгарте. В 1781 г. он заканчивает драму «Разбойники», над которой работал во время пребывания в Академии, однако ни один штудгартский издатель не захотел печатать ее, а потому Шиллер публикует драму на собственные средства. Драма понравилась директору Мангсймского театра; в 1782 г. она была поставлена на сцене этого театра и имела оглушительный успех. Сюжет воспроизводил вполне реальные жизненные коллизии: в 1771 г. в Баварии на эшафот был отправлен Матиас Клостермейер, который собрал отряд мятежников, нападал на власть имущих, раздавая награбленное беднякам.

Иллюстрация к пьесе "Разбойники"

Главный герой «Разбойников» - Карл Моор - студент, увлеченный жизнеописаниями великих мужей древности, мечтает превратить Германию в республику. Это первый шиллеровский герой-штюрмер, идеалист, грезящий об освобождении всего человечества, однако преданный братом и проклятый отцом, Карл становится предводителем отряда разбойников и вершит справедливость силою оружия, причем насилие вскоре опьяняет разбойников, а жестокость становится привычкой.

 

Основной конфликт в драме имел социальный характер, однако Шиллер не показывает реальных столкновений героя с сильными мира сего, но демонстрирует столкновение Карла с его братом Францем, который как раз символизирует все старое, косное, уродливое в деспотичной Германии. Франц добивается всего хитростью и вероломством, для него не существует нравственных законов, собственное «я», жажда власти и своекорыстные интересы для него превыше всего.

 

Уже в первой драме «Разбойники» Шиллер уповает не на силу, а на моральное исправление общества. Чтобы присутствовать на премьере драмы, Шиллер без разрешения выехал в Мангейм, за что по возвращении был посажен под арест и получил предписание «не писать ничего, кроме сочинений по медицине». Тогда Шиллер решается на побег, 22 сентября 1782 г. он покидает Вюртембергское герцогство, и с этого времени начинаются его пятилетние скитания и борьба за читательское и театральное признание.

"Заговор Фиеско в Генуе"

 

На несколько лет Шиллер обосновался в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в «Национальном театре». Вслед за «Разбойниками» Шиллер создает вторую драму, но уже на историческом материале - «Заговор Фиеско в Генуе» (1782 г.) - трагедия из времен позднего итальянского Ренессанса. Если в «Разбойниках» сам Карл Моор был чист в помыслах и устремлениях, но сподвижники его ничего не стоили, то в «Заговоре Фиеско в Генуе» вождь восстания далеко не безупречен: он властолюбив, мечтает не о свободе для Генуи, а о месте дожа для себя, в этом и заключается трагедия республики.

 

Следующая пьеса - «Коварство и любовь» (1783 г.) - вошла в историю мировой драматургии как «мещанская трагедия». До Шиллера в трагедиях действовали исключительно монархи и аристократы, третье сословие дозволялось изображать только в комедиях, однако в «Коварстве и любви» Шиллер доказал, что трагические коллизии возможны, а иногда неизбежны в жизни простого скромного человека - «мещанина».

"Коварство и любовь"

 

История любви Луизы Миллер, дочери простого музыканта, и сына президента, юного майора Фердинанда фон Вальтера, вызывает негодование отца Фердинанда и вписывается здесь в историю «коварства» - политических придворных интриг.

 

Любовь Луизы и Фердинанда заведомо обречена, поскольку она подрывает основы устоявшегося порядка, и молодые люди становятся жертвами интриг: не оценив до конца силу коварства, Фердинанд, поверивший клевете, лишает жизни и свою возлюбленную, и себя. Любовь оказывается бессильной против мира лжи, подлости и клеветы, в котором естественные права личности узурпируются.

 

Одновременно с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии, причем в его стихах мысль всегда преобладает над чувством; размышляя над различными явлениями жизни, поэт черпает аргументы в античной мифологии или ренессансном искусстве. В основе большинства шиллеровских стихотворений лежит свойственный поэту принципиальный оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться друг с другом («Ода к радости»).  

Фридрих Шиллер

В 1785 г. из-за финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переехал в Дрезден, где, не имея постоянного дома, жил у друзей. Несмотря на непростые условия, драматург активно работал: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786 г., «Игра судьбы», 1789 г.), завершает «Философские письма», пишет драматическую поэму «Дон Карлос, инфант испанский» (1787 г.).

 

В произведениях дрезденского периода наметился отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии. Переворот в мировоззрении поэта произошел как вследствие разочарования в идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства.

 

Драма «Дон Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отразила этот перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным героем является не представитель «мещанского сословия», а придворная особа; одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным правителем.


"Дон Карлос"
 

После «Дон Карлоса» Шиллер все больше погрузился в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Шиллеру видится в античности «благородная простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного искусства, по его мнению, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного «детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выразил в двух программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (1788 г.).

 

В 1787 Шиллер переехал в Веймар, где издает журнал «Талия», сотрудничает в «Немецком Меркурии». Он завершает «Историю отпадения Нидерландов», публикация которой принесла ему славу выдающегося исследователя истории. Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает должность экстраординарного профессора истории и философии в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцати летней войны.

 

В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, но пишет ряд философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792 г.), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795 г.), «О возвышенном» (1795 г.).


"Дон Карлос"

 

В это время, в тесном сотрудничестве с Гете, Шиллер пишет баллады. Они воспринимаются как отголоски тех стародавних времен, когда разного рода поверья и предания, соседствуя с реальностью, сливались в прихотливые фольклорные образы: «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Перчатка». «Геро и Леандр», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург».

 

Важное место в поэзии Шиллера занимает «Песнь о колоколе», где развиваются параллельно две темы. Поэт скрупулезно воспроизводит весь процесс отливки колокола, звон которого сопровождает человека на всех этапах многотрудной жизни, и саму эту жизнь в важнейших фрагментах обобщенной биографии. Это гимн труду человека, прославление его мощи, ума, силы его рук.

 

"Песнь о колоколе"

Наиболее плодотворным в плане драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера: он создает трилогию «Валленштейн» (1799 г.), драмы «Мария Стюарт» (1800 г.), «Орлеанская дева» (1801 г.), «Вильгельм Телль» (1804 г.), неоконченную трагедию «Дмитрий» (1805 г.), в которых художественному анализу подвергнуты поворотные этапы в истории европейских народов.

 

В «Валленштейне» драматург обращается к истории Тридцатилетней войны, когда командующий имперскими войсками герцог Валленштейн пытается прекратить междоусобицу и объединить Германию. Герой показан в критический момент германской истории, но, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя.

 

"Вильгельм Телль"

В драме «Вильгельм Телль», в основе которой лежит легенда об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (первоначально Телль - покладистый крестьянин, в финале - политически сознательный бунтарь), но эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, поскольку «народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением».

 

Пьеса «Дмитрий», основанная на событиях русской истории и посвященная трагической судьбе самозванца Дмитрия, искренне верящего в то, что он сын Ивана IV, осталась не завершенной: 9 мая 1805 г. Шиллер скончался с пером в руках.


 

Источник:
«История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.», Осьмухина О. Ю.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...