среда, 20 октября 2021 г.

Культура Византии

Дата рождения Византии — 11 мая 330 г. — день официального провозглашения Нового Рима (Константинополя, как стали называть город уже при Константине Великом) столицей. Две силы в своем единстве составляли основной принцип византийской культуры - императорская власть и православная вера, при превосходстве церковного канона над гражданским законом.

 


Любовь византийцев к пышной церемониальности проявилась в наименованиях императора и внешних выражениях почтения к его сану. Хотя в титул византийского императора входило наименование «святой»,
 ибо само пребывание на престоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров как святых в Византии было связано и с их личной праведностью, определялось требованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116 византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди них Константин Великий, Юстиниан' Великий, Феодора, Ирина и др.).

 

После того как император Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство, был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и навсегда сформировавший византийское сознание. История признала Константина Великим, а Церковь - святым и равноапостольным. Современные историки сравнивают его с Петром Великим и Наполеоном.

 

Основу византийской культуры составляло органичное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между Античностью и Средневековьем, который был характерен для Запада. Византия вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом.


Константинополь

 

Термин «Византия» возник только в XVI в. в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на древнюю, среднюю и новую и давших Средневековью уничижительное в их глазах название — Византия (хотя Византии не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя — 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне — ромеи в византийском выговоре.

 

Важнейший признак византинизма состоит в церковно-религиозном характере просвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметом литературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это были споры об основаниях культуры и отражали потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии.


 

Большое распространение получили и исторические сочинения: история и хронография были очень популярны. Никогда не замирала и философская традиция. Ее создавали Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влемид, Плифон, Геннадий Схоларий.

 

Поэзия развивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребности богослужения. В VI в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака. Это был величайший церковный поэт. Песнетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преподобный Максим Исповедник. В конце VII в. возникает новая форма религиозного творчества - канон (создатель Андрей Критский). Крупнейшие его авторы - Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский.


 

Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии. Уже в «золотой век» Юстиниана Великого был создан собор Св. Софии, Свод гражданского права, мозаики Равенны.

 

Константинопольская Св. София стала вселенским символом боговоплошения. Храм был построен в VI в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Он состоит из двух основных типов средневекового храма - базиликального и купольно-центрического — второй утвердился в Византии. Однако Константинопольская София — пример редкого и блестящего соединения обоих типов храма.


Византийская книжная миниатюра
 

Для Византии характерна так называемая полосатая архитектура: оформление наружных стен сводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичной кладке либо чередованию слоев кир- пича-шганфы и белого раствора.

 

В скульптуре применялись преимущественно декоративные рельефы на кости или рельефы на саркофагах. Главными формами византийской живописи были мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны (VVII вв.).


 

Искусство византийских мозаик возникло из идеи драгоценного камня. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагая смальту под разными углами. В Византии впервые появился мотив аркад с открытой колоннадой. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокой каменной резьбой. Невиданного расцвета достигло ювелирное искусство: процветало искусство эмалей, резьбы по кости, инкрустации из драгоценных камней.

 

В истории мировой культуры Византия - первая христианская империя, открывшая эру европейского Средневековья, и самое долговечное средневековое государство.



 

Источник:
«История мировой культуры», Иконникова С. Н.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...