среда, 18 ноября 2015 г.

Мужские и женские прически XIX века в стиле бидермейер


Стильампир канул в Лету после низложения Наполеона Бонапарта, уступив место новому направлению, получившему название «романтизм» в искусстве и «бидермейер» в одежде и декоре. Примером для подражания стал сельский учитель, а позднее успешный коммерсант Готлиб Бидермейер, герой литературных произведений австрийского писателя Людвига Айхродта. Его карьера служила примером для многих мужчин того времени, а вкусы и взгляды отражали интересы буржуазного общества.

Стиль бидермейер трансформировал помпезные формы ампира, наполнив  их ощущением домашнего уюта и интимности. В нем отразился демократизм мещанской среды и ее предпочтения. Более всего этот стиль повлиял на одежду и прически, которым до середины XIX были присущи характерные черты фантазийного декора с налетом мещанства.



Идеал женской красоты эпохи бидермейер


Идеалом женской красоты стала «светская львица» с золотистыми, медно каштановыми или темно каштановыми волосами с тонкой талией и мечтательными глазами на бледном лице. Самой характерной чертой женских причесок в стиле бидермейер были объемные формы на висках и макушке. Имея единую силуэтную форму, они, тем не менее, не повторялись в оформлении. Их можно без преувеличения назвать произведениями искусства.


Женская прическа в стиле бидермейер

Каждая женщина по своему решала проблему красивой прически. Так, для создания объемов в ход шли букли, петли, косы, локоны, кудри, жгуты. Модными стали различные по форме проборы: зигзаги, косые, прямые, поперечные, У-образные, боковые. Большой популярностью в начале эпохи стиля бидермейер (20-е годы XIX века) пользовались женские прически, в которых волосы от уха и до уха через темя делили поперечным пробором, а затем сбоку делали дополнительный пробор.

Стиль бидермейер

С одной стороны волосы туго завивали в мелкие локоны, а с другой укладывали в объемную волнообразную форму, переходившую в большую буклю. Оставшиеся на затылке и темени волосы собирали в хвост, из него плели жгуты или тонкие косички, которыми обвязывали петлю у ее основания. На затылке внизу петли прикрепляли украшение: бант, цветы, брошь или гребешок.

К концу 20-х годов XIX века женские прически стали еще более вычурными. Вошла в моду асиметрия и многие прически напоминали китайские. Для их создания пользовались шиньонами, каркасами и уже готовыми деталями. Пушистые прически со взбитыми в виде стружки на висках волосами так и называли «взбитые сливки».

Асиметричная прическа в стиле бидермейер

В середине 30-х годов в моду вошла женская прическа «а-ля Гортензия Манчини» со свисающими на висках локонами, украшенными декоративными перьями. В 40-е – 50-е годы XIX века на стиль бидермейер заметно повлиял английский романтизм, который в женских прическах проявился длинными локонами правильной формы – англезами. Эти красивые аккуратные прически получили название «плакучая ива».

Прическа "Плакучая ива"

К концу эпохи бидермейер изменились силуэтные формы укладки волос. Парикмахеры теперь чаще делали высокие пучки на макушке, при этом волосы на висках гладко зачесывали полукругом или заплетали в косы, укладывая бубликом на висках, забирая концы волос на затылке, где внизу прикрепляли шиньон или пучок из кос.

Женские прически в стиле биремейер дополняли головные уборы – такие же произведения искусства, как и сами укладки. Шляпки типа «кибитка» украшали лентами, цветами, кружевом, бантами, брошами, перьями. Примечательно, что этими же украшениями декорировали и прически в дополнение к аграфам, венкам из роз, диадемам и черепаховым гребешкам.

А вот на мужские прически стиль бидермейер повлиял не так заметно. Во всяком случае, они не претерпели больших изменений в сравнении в началом XIX века. В мужской моде господствовали короткие стрижки. Остались популярными завитые волосы в прическе «а-ля Каракалла», только прическа типа  «а-ля Титус» стала более объемной надо лбом за счет взбитого кока.

Прическа "а-ля Титус" с коком

Прическа "Дыхание ветра"

Волосы чаще всего зачесывали к лицу, иногда начиная даже с затылка, как например в прическе «дыхание ветра». Мода на проборы не прошла, но привнесла в парикмахерское искусство новое веяние. Так, появился сквозной пробор, начинавшийся ото лба и заканчивался на затылке. Он как бы делил прическу надвое. К концу эпохи стиля бидермейер мужские прически несколько удлинились, а волосы стали завивать локонами и волнами.


Бакенбарды "фаворит"

Стиль бидермейер сохранил моду на бакенбарды «фаворит» и бритое лицо. Правда, у военных на портретах той поры можно увидеть небольшие усы в дополнение к бакенбардам. Последние стали более разнообразными по форме в конце эпохи бидермейр: «акульи плавники», «колбаски», «штопоры»  и пр. Головными уборами мужчинам служили цилиндры и широкополые шляпы.

Бакенбарды: б) "акульи плавники"; в) "колбаски"

Подводя итог, заметим, что женские прически в стиле бидермейер заметно отличались от укладок поры ампира, в  то время как в мужской моде в основном сохранились предыдущие тенденции. 




Источник:
«Iсторiя перукарськоi справи» пiд ред. Орлова В.Ф.


Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com

If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.blogspot.com, please. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...