До середины XVII века браки в Англии заключались зачастую по
решению родителей, которые, в свою очередь, исходили из взаимовыгодного обмена.
Однако со временем понятие семьи менялось, и с XVII–XVIII веков ее начали считать крепко сплоченной
единицей общества, основанной скорее на любви, чем на экономической выгоде.
В рамках нового представления о семье любовь
стала рассматриваться основным элементом брака. Поэтому на заре XIX века брак по
любви стал всеобщим идеалом в Англии. У женщин появилась возможность выбирать
себе жениха, хотя порою она была ограничена как требованиями родителей, так и
общепринятыми нормами.
В идеале, брак перестал быть сделкой или
договором, но представлял собой союз двух людей, которые духовно обогащали друг
друга в течение совместной жизни.
Пример такого брака был у англичан перед
глазами: королева Виктория и принц Альберт.
Они поженились 10 февраля 1840 года, когда им
обоим было всего по 20 лет, а коронация Виктории состоялась менее 3 лет назад.
Опровергнув аксиому, что «жениться по любви не может ни один король», Виктория
вышла замуж не только по воле дядюшки Леопольда, но и по велению сердца
(правда, она все-таки дождалась, когда потенциальный жених возмужает и обретет
светский лоск).
Будучи королевой, она сама сделала
предложение юному герцогу Саксен-Кобург-Готскому. Альберт тоже души не чаял в
супруге. Но на пути к счастливому браку пара столкнулась со множеством
препятствий, включая споры по поводу наследства Альберта в Германии и непростой
характер невесты.
Королева Виктория с мужем и детьми |
Самой большой проблемой, вероятно, оставалось
то, что королева, будучи правительницей нации, имела другие права и обязанности
по сравнению со своими подданными. От нее не требовалось подчиняться воле мужа.
Однако, несмотря на всю свою власть, Виктория
воплотила в браке английские семейные ценности — любовь и взаимное уважение,
порядочность, заботу о ближнем. И хотя Викторию и Альберта нельзя назвать
типичной викторианской семьей, они укрепили новый по своей сути идеал: брак
равных.
Квинтэссенцией викторианского супружества
считается выражение «домашний ангел». Так называлась поэма Ковентри Пэтмора, в
которой встречаются пассажи вроде «Мужчине нужно угождать, но угождать ему —
удовольствие для женщины». Прототипом главной героини Онории стала жена поэта
Эмили.
Пэтмор известен своим преклонением перед
«домашней богиней», которая самоотверженно служит мужу, но его идеал брака
также предполагал единение двух душ.
Сара Стикни Эллис, раздававшая англичанкам
советы направо и налево, тоже писала в книге «Жены Англии» (1843), что
настоящий брак по любви — это идеал, к которому стоит стремиться. При этом
Эллис предупреждала читательниц, что быть женой — нелегкий труд, требующий
многих жертв.
Она советовала женщинам «быть готовыми
обнаружить недостатки в мужчинах, которые имеют место быть, как и пятна на
солнце и облака в летний день, но не любить их из-за этого меньше».
Кроме того, она призывала читательниц
помнить, что «государственные вопросы и конкуренция в делах» требуют большой
концентрации сил и что женщина, к счастью для нее, практически никогда не
испытывает такого напряжения.
Жены должны терпеливо сносить отсутствие
мужей, но, когда возможно, призывать их к радостям домашнего очага, потому что
участие мужчин в конкурентной борьбе ожесточает их сердца. Таким образом,
женщина становилась своеобразным противоядием от бездуховности, сопутствующей
коммерции.
Иллюстрация из журнала "Кэсселлс" 1887 г. |
Образ «домашнего ангела» претил англичанкам,
стремившимся к независимости. Оглядываясь назад, Вирджиния Вулф оставила
ядовитую характеристику идеальной викторианской жены:
«Она была чрезвычайно сострадательной, бесконечно очаровательной и
запредельно бескорыстной… День за днем она приносила себя в жертву — от курицы
брала всего лишь ножку, сидела на сквозняке. Словом, она была устроена так,
чтобы не иметь своих собственных мнений и желаний, но все время подстраиваться
под мнения и желания окружающих. Нужно ли говорить, что превыше всего она была
чиста и невинна?»
Несмотря на важность романтической любви,
викторианцы оставались людьми практичными. Не стоит забывать, что это было
время промышленности, прогресса и науки. И когда дело доходило до заключения
пожизненной договоренности, родственники жениха и невесты призывали их как
следует поразмыслить.
В книге «Как быть счастливым в браке» (1885
года) Эдвард Харди советует присмотреться к своему объекту воздыхания еще на
стадии ухаживаний, если только «вам не захочется жить с лжецом, вором или пьяницей в течение двадцати
или тридцати лет».
«Мужчины же должны жениться не с целью
получить кухарку и служанку, но чтобы обрести в жене друга и единомышленника», — писал Харди.
При этом жена должна не только составлять компанию мужу, но и содержать дом в
порядке. И, конечно же, быть красивой, милой, доброй, обходительной, любящей,
нежной и экономной.
Подписание свидетельства о браке, ж-л "Кэсселлс" 1890 год |
Из-за экономических реалий и общественных
норм многие викторианские женщины спали и видели, как бы выйти замуж. Не
вступить в брак считалось большой неудачей и практически трагедией. На 1871 год
около 90 % женщин в возрасте 45–49 лет были замужем либо вдовами.
Однако мужчины среднего класса не спешили
обзаводиться супругой. Сначала они должны были достичь того уровня дохода,
который позволил бы им обеспечивать семью. Ведь перед женитьбой они должны были
свить семейное гнездышко, снять дом и меблировать его, нанять прислугу.
Нельзя сказать, что справочники по
домоводству сходились во мнении о доходе, позволявшем претендовать на звание
среднего класса. Нередко называлась сумма в размере 300 фунтов в год — как раз
хватит, чтобы нанять трех слуг. Некоторые современники, однако, утверждали, что
300 фунтов — это ого-го как много.
С такими высокими требованиями к будущему
мужу совершенно неудивительно, что Великобритания на тот момент являлась
страной поздних браков: для женщины считалось нормальным выходить замуж в
возрасте 23–26 лет, а для мужчины — от 25 до 30, при этом возраст мог
увеличиваться с ростом социального статуса.
Источник:
"Добрая старая Англия", Екатерина Коути
Источник:
"Добрая старая Англия", Екатерина Коути
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста,
ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials
from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий