Франсиско де Гойя вошел в историю искусства как
живописец, отрицающий классические правила композиции, сумевший показать
человеческие существа вне окружающей среды. Художественное мировосприятие
испанского художника предвещало живопись сюрреализма.
Франсиско де Гойя, автопортрет около 1773 года |
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30
марта 1746 года в городе Фуэндетодос, что в провинции Сарагоса. Он происходил
из семьи ремесленника-позолотчика. Матерью его была дочь разорившегося идальго.
До наших дней сохранился официальный акт о смерти его отца с лаконичной
припиской: «не завещал ничего, ибо нечего было завещать».
Рассказы о молодости Гойи очень похожи на
легенды. Однажды в Сарагосе за ним охотилась инквизиция, потому что дракой в
день церковного праздника он оскорбил святыню. Он бежит в Мадрид. В столице
Франсиско как-то нашли на улице истекающим кровью, с ножом соперника в спине.
Позднее он скитался по Испании вместе с бродячими тореадорами.
Дом, в котором родился Франсиско Гойя |
Так как при этом рано обнаружились необычайные
художественные способности Франсиско, юноша был определен в 1760 году учеником
сарагосского живописца и «ревизора благочестия» Святой инквизиции Хосе Лусано
Мартинеса.
В 1764 и 1766 годах Франсиско безуспешно
пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. С 1766 года он занимается
в Мадриде у Франсиско Байэу, учившегося вместе с ним у Мартинеса. В 1773 году
Гойя женится на его сестре Хосефе.
В 1771 году Гойя побывал в Италии, где в
Пармской академии удостоился второй премии за картину «Ганнибал, взирающий с
высот Альп на итальянские земли». И вдали от родины Франсиско ищет острых
ощущений: он взбирается на купол собора св. Петра, обходя по карнизу гробницу
Цецилии Метеллы.
Ганнибал, взирающий с высот Альп на итальянские земли, Ф. Гойя |
Вернувшись на родину, он выполнил первые
значительные работы – расписал фресками капеллу дворца графа Каэтано де
Собрадиель, церкви Ремолинос и Аула Дей, а затем – один из куполов сарагосского
собора Санта-Мария дель Пилар (1771–1772).
К середине семидесятых годов он обосновался в
Мадриде и здесь в 1776 году по рекомендации шурина Байэу получил место
художника королевской мануфактуры гобеленов.
Гойя создает множество исторических и
жанровых картин, рисунков и картонов для Королевской мануфактуры Санта-Барбара
в Мадриде. Его картоны отличались необычайным разнообразием, богатством
фантазии, оригинальностью замыслов и мастерством исполнения. Гойя одним из
первых продемонстрировал технику сочетания различных тонов.
"Слепой гитарист", Франсиско Гойя, 1778 г. |
Одновременно с работой для королевской
мануфактуры Гойя пишет многочисленные портреты. Среди них официальные заказные:
«Карл III на охоте»
(около 1782), «Премьер-министр граф Флоридабланка» (1783), и такие, в которых
проявляется живой интерес живописца к портретируемому, проникновенное отношение
к нему, позволяющие заострить образ, увидеть его самые характерные черты.
В восьмидесятые годы в жизни Гойи начинается
полоса официальных успехов. В 1780 году его единогласно избирают членом
Королевской академии искусств. В 1785 году он становится ее вице-директором, а
еще через десять лет – директором живописного отделения Академии.
"Маркиза де Понтехос", Франсиско Гойя, около 1878 г. |
Ему покровительствовали самые родовитые
аристократы Испании – герцог и герцогиня Осуна, герцог и герцогиня Альба. В
1789 году он становится придворным художником – венец его честолюбивых стремлений.
Однако вскоре художник понял, что оказался в золотой клетке.
Долгий и мучительный роман с герцогиней
Каэтаной Альба позволил ему остро ощутить двусмысленность своего социального
положения. К тому же в 1792 году его поразила страшная болезнь – он оглох. И
надолго искусство стало для него единственным прибежищем, единственным
спасением Гойя стал сторониться людей, ушел в себя.
"Герцогиня Альба", Франсиско Гойя |
Только в начале 1794 года он берется за
кисть, но слух потерян навсегда. В середине девяностых годов в творчестве
художника происходит перелом. Мрачные стороны испанской действительности встают
перед ним во всей их неприкрытой наготе.
"Суд инквизиции", Гойя |
"Дом умалишенных", Гойя Ф. |
В 1800 году Гойя создал «Портрет королевской
семьи». Вступивший на престол Карл IV с женой, детьми и близкими изображен с большой реалистической
достоверностью. Гойя воспроизвел их отталкивающую внешность, их духовную
бедность и ничтожество.
На последние годы восемнадцатого столетия
приходится его поразительная серия офортов «Капричос» (1793–1797), состоящая из
восьмидесяти трех произведений. Общий дух их сам Гойя прекрасно выразил в
комментарии к одному из листов: «Мир – это маскарад… Все хотят казаться не тем,
что они есть, все обманывают, и никто себя не знает».
"Капричос", Франсиско Гойя |
Параллельно с «Капричос» Гойя создает и ряд
портретов людей прекрасных и достойных. Характерно, что один из таких
положительных образов воплощен в портрете французского посла Гиймарде (1798).
Спокойно и уверенно сидит Гиймарде – его фигура полна мужества и внутренней
силы.
К 1805–1808 годам в портретном творчестве
Гойи наступает этап большей цельности и ясности в его отношении к миру и
человеку. С наибольшей глубиной красота человека и богатство его жизненных сил
переданы в портрете Исабель Кобос де Порсель (1806). В ней воплощен
национальный тип женской красоты.
"Исабель де Порсель", Франсиско Гойя |
В 1810 году Гойя создает графический цикл,
посвященный тореадорам под названием «Тореадорство со времен Сида», состоящий
из 30 листов. Следующий цикл, «Пословицы», состоящий из 18 листов, являлся
своеобразным продолжением «Капричос».
Пережив страшные годы оккупации страны
наполеоновскими войсками, оказавшись свидетелем зверских расправ интервентов с
мирным населением, мастер создал подлинно трагические произведения – «Восстание
2 мая на Пуэрта дель Соль» и «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года»
(1808–1814).
Война с Наполеоном оканчивается позорным
поражением. И страстный патриот, Гойя откликается на это еще одной серией
офортов – «Бедствия войны», созданной в 1810–1815 годах на 80 листах. Боль
поруганной и униженной родины он сплавляет с проклятием бесчеловечности войн
вообще.
"Бедствия войны", Франсиско Гойя |
Вскоре Гойя остается в полном одиночестве.
Умирают его жена и дети, в живых остается только сын Хавьер. Художник покупает
себе загородный дом на реке Мансанарес, где живет очень замкнуто вместе с
ведущей его хозяйство дальней родственницей Леокадией Вейс и ее дочерью
Розарио.
Здесь, в так называемом «Доме глухого», Гойя
расписывает маслом по штукатурке стены, изображая то, о чем он не может не
говорить. Он создает пятнадцать композиций фантастического и аллегорического
характера. Образы возникают как некие видения городов, женщин, мужчин.
Франсиско де Гойя, автопортрет 1824 года |
После восшествия на испанский престол
Фердинанда VII изменилось
отношение Гойи к правительству. Он уезжает в 1823 году во Францию, в Бордо. Вот
отрывок из переписки испанских эмигрантов: «Гойя приехал, старый, глухой,
слабый, не зная французского языка, без слуги…»
В Бордо он писал в основном портреты друзей,
осваивал технику литографии. Гойя работал почти до последнего дня: «Мне не
хватает здоровья и зрения и только воля поддерживает меня». Он нарисовал
старика на костылях и подписал рисунок: «Я все еще учусь».
Умер Франсиско Гойя 16 апреля 1828 года от
паралича.
Источник:
«100 великих художников», Самин Д.К.
Если вы хотите использовать материалы из этого блога,
делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials
from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please