Фасоны платьев в викторианской Англии
изменялись от десятилетия к десятилетию, хотя некоторые их элементы отличались
постоянством: юбки не поднимались выше щиколотки, а у дневных платьев, в
отличие от вечерних, были длинные рукава и декольте повыше. Давайте проследим
эволюцию нарядов начиная с раннего викторианского периода.
Женские платья викторианской эпохи |
В 1837 году, когда королева Виктория взошла
на престол, в моде были мягкие, женственные контуры, пышные юбки и приталенный
корсаж. Декольте в форте буквы V опускались довольно низко, но скромность им придавали
кружевные воротники, а также рюши, которые могли быть частью сорочки, надетой
под платье.
Иногда с плеч спускалась короткая пелеринка
из белого муслина или ткани в тон платью. Рукава оставались длинными, узкими
ниже локтя, пышными и присборенными выше локтя — с начала 1830-х сохранялось
влияние широких рукавов-жиго (их весьма неромантично называли «баранья нога»).
Женская викторианская мода |
Модной узкой талии добивались при помощи
корсетов, но еще тоньше она выглядела в сочетании с куполообразными юбками.
Особую пышность им придавала плотная сатиновая подкладка, несколько нижних юбок
и турнюр — вытянутая подушечка, набитая ватой или пухом, которую привязывали к
талии под верхней юбкой.
Днем носили хлопок или муслин, украшенные
набивным цветочным рисунком, хотя фаворитом 1830-х считалась мягкая и легкая
ткань «шалли» из камвольной шерсти. На балах красавицы щеголяли в шелковых
нарядах. В конце 1830-х — начале 1840-х вернулся интерес к парче XVIII века, и дамы бросились открывать бабушкины
сундуки и стряхивать пыль с их придворных нарядов.
Старинные платья перешивали по новым фасонам,
добавляя им короткие рукава и декольте, обрамленные широкими кружевными
воротниками «берта». В фаворе были кружева из Хонитона, которые королева
Виктория затребовала для своей свадьбы. Кружева из Брюсселя, Мехелена, Лилля и
Валансьена тоже хорошо продавались на английском рынке.
Модные платья и капор в 1844 году. Рисунок из журнала «Иллюстрированные лондонские новости» |
В 1840-х в моду вошла готика и, подобно
готическим шпилям на крышах, корсажи вытянулись и заострились, узким клином
смыкаясь с юбкой. Фактически верхняя часть платья напоминала перевернутый
треугольник. Силуэт стал уже: от головы, покрытой маленьким капором, и рук,
которые были буквально пришпилены к телу узкими рукавами, до низкой линии
талии.
Однако юбки разрастались и обзаводились
пышными складками. Светские модницы
покупали по 40 метров ткани на каждый наряд! В моду вошли ткани
приглушенных оттенков зеленого, коричневого и лилового. Дневные платья на осень
и зиму шили из кашемира и мериносовой шерсти, в полоску или с набивным
растительным рисунком.
Модным аксессуаром в первой половине века и
вплоть до 1870-х были шали. Описывая героиню романа «Север и юг», Элизабет Гаскелл
уделяет внимание ее шали:
«Ее одежда была простой: шляпка из лучшей соломки, украшенная белой лентой;
темное шелковое платье без каких-либо украшений и оборок; большая индийская
шаль, спадавшая с ее плеч длинными тяжелыми складками, словно мантия с плеч
императрицы».
В начале XIX века шали из мягкой козьей шерсти начали
завозить из Индии, но английские мануфактурщики быстро втянулись в их
производство и начали выпускать похожие шали в Норвиче и Пейсли. Помимо теплых
шерстяных шалей англичанки кутались в шелка, атласы, легкий газ, муслин и,
конечно же, кружева. В 1840-х украшением гардероба стали ажурные шотландские
шали, чуть позже в моду вошли кашемировые шали из Франции.
"Поздняя" викторианская мода |
В 1850-х на смену цельным платьям пришли
отдельные корсажи, крепившиеся к юбке, и эта тенденция продержалась до конца
Викторианской эпохи. Рукава на новых корсажах были широкими — например, рукав
«пагода», присобранный у плеча и сильно расширенный книзу. Широкие рукава
гармонировали с широкими же юбками со складками-воланами.
Чтобы удержать форму, под верхнюю юбку
надевали 6–7 нижних юбок, укрепленных конским волосом. Именно конский волос
(по-французски crin) дал название кринолину: сначала так называли жесткую ткань на основе
конского волоса, а затем — своеобразную клетку, придававшую платью нужную
форму.
Когда платья стали такими широкими, что
обычные нижние юбки уже не справлялись со своей задачей, в них начали вшивать
обручи из дерева или китового уса. К концу 1850-х обручи соединяли по вертикали
лентами. Появились и металлические кринолины — настоящие клетки со стальными
пружинами.
Карикатура на кринолин из журнала «Панч», 1858 |
Громоздкую конструкцию высмеивали
карикатуристы, жаловались на нее и дамы: в кринолине было трудно не только
забираться в экипаж, но даже садиться на стул, да и протиснуться в дверь тоже
была задача не из легких. При ходьбе кринолин задевал безделушки на столиках, а
пышные юбки так и норовили вспыхнуть от любой искры.
Вместе с тем, многие дамы ценили кринолин за
свободу движения — наконец-то под ногами не путались нижние юбки! Расцвет
кринолинов совпал с прорывом в текстильной промышленности.
Наравне с традиционными растительными
красителями начали применять анилиновые, которые обеспечивали расцветки «вырви
глаз»: последним писком моды стали ярко-красные и ярко-пурпурные цвета.
Машинное производство удешевило кружева, и теперь даже дамы из среднего класса
в обилии украшали ими свои обновки (в 1860-х черное кружево любили сочетать со
светлыми платьями и, наоборот, белые кружева хорошо смотрелись на темном фоне).
В конце 1860-х форма кринолинов изменилась:
передняя частью сплющилась, и металлический колокол превратился в полукринолин,
или «кринолетт». Поверх него надевали две юбки, длинную основную и
декоративную, более короткую и нависавшую над основной фартуком или
присобранную в пышные складки. Чтобы придать этим складкам красивую форму
сзади, на помощь вновь пришли турнюры, которые в конце концов вытеснили со
сцены кринолины.
Пышные платья 1860-х. Рисунок из журнала «Деморестс», 1866 |
В начале 1870-х турнюр напоминал подушечку с
рюшами и крепился к талии на завязках. Если раньше кринолин казался эталоном
абсурдной и неудобной моды, то в 1870-х женщин поджидали новые мучения: сзади
платье оттягивал турнюр, спереди на живот давил плотный корсаж, спускавшийся
ниже талии. Под корсажем-кирасой находился длинный и неудобный корсет.
Платье с турнюром, 1884 год. Рисунок из журнала "Питерсонс" |
Добавить сюда еще и высокий воротник, узкие
рукава, нижнюю юбку, которая плотно охватывала бедра и льнула к ногам, шлейф,
собиравший на себя всю грязь, и картина получается неутешительная. Ни
пробежаться, ни присесть. В довершение всех бед, ткани — шелк, атлас, бархат,
тафта — были тяжелыми и плотными, а платья с какой-то маниакальной одержимостью
украшали лентами и бантиками, кружевами и бахромой, бисером и блестками, перьями
и искусственными цветами.
Силуэт 1870-х. Рисунок из журнала «Питерсонс», 1873 |
Украшательство так и не пошло на спад в
1880-х, скорее уж оно набирало новые обороты. Дамы, казалось, устроили
соревнование, чье платье окажется самым вычурным и аляповатым. В моду вошли
жесткие, тяжелые складки, словно бы высеченные из мрамора резцом скульптора, и
ткани для них требовались соответствующие: плотные шерстяные материи, парча,
бархат и плюш.
Сочетание цветов заставляло эстетов
болезненно жмуриться — на одном платье встречались розовый с красным, зеленый с
алым, розовый с желтым, и поверх всего этого великолепия сияли жемчуга,
топорщились перья, благоухали шелковые розы, ползли искусственные жуки и
бабочки, поблескивали стеклянными глазками чучела птиц. Да что птицы! Модницы
украшали шляпки и платья чучелами кошек и обезьян.
Зимой поверх платьев набрасывали накидки и
шубки из мехов, которые в Британскую империю свозили со всего света: шиншиллу
из Южной Америки, белок и соболей из России, норку из Северной Америки. Во
второй половине XIX века общедоступным стал котиковый, или тюлений, мех.
Стиль 1890-х. Рисунок из журнала «Питерсонс», 1891
|
В начале 1880-х вновь вернулся турнюр, став
еще более внушительным, чем в предыдущие годы. Например, актриса Лили Лэнгтри
ввела в моду турнюр, состоявший из металлических пружин, которые сжимались,
когда дама садилась, и распрямлялись, когда она вставала. Поскольку к платьям
перестали цеплять шлейфы, юбка ниспадала с громадного турнюра практически под
прямым углом, из-за чего светские модницы походили на кентавров.
Платья становились все более замысловатыми,
начиналось помешательство на асимметричных фасонах. Но в 1889 году исчез
турнюр, а вместе с ним и причудливый покрой юбок. Фокус переместился на корсаж:
появились высокие жесткие воротнички, а к 1896 году рукава выше локтя так
расширились, что стали напоминать жиго 1830-х. Широкая линия плеч подчеркивала
узкую талию. С корсажами платьев начали соперничать белые кружевные блузы,
которые гармонично сочетались с юбками из более плотных тканей, таких как твид
и корд.
Источник:
Если вы хотите использовать материалы из этого
блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this
blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please