Рембрандт, а возможно и многие другие великие живописцы
времен эпох Возрождения и барокко,
использовали изощренные оптические трюки для того, чтобы рисовать свои
автопортреты с почти
фотографической точностью, заявляют физики в статье, опубликованной в Journal of Optics.
"Художник Дэвид Хокни и физик Чарлз Фалько первыми в 2000 году выдвинули идею, что
выдающиеся художники старого времени могли использовать оптические технологии
для того, чтобы повысить
реализм и точность своих
автопортретов. Эта идея была встречена многими нашими коллегами с большим скептицизмом – они
заявляли, что реализм автопортретов и талант их авторов, наоборот,
указывают, что такие трюки им были не нужны", — заявил Фрэнсис О'Нил (Francis O'Neill) из Оксфорда (Великобритания).
Одной из главных новаций художников времен
Возрождения и более поздних времен стало
то, что они начали рисовать не только
пейзажи, натюрморты и других
людей, но и самих себя, зачастую
"вставляя" себя в сцены
других картин. Автопортреты Рембрандта, Дюрера, Леонардо да Винчи и их высокая степень реализма и фотографичности стали примером
для подражания для всех современных живописцев.
О'Нил и его коллеги заявляют, что предмет
их восхищения мог быть написан не так честно, как мы все считали, проанализировав
те оптические технологии, которые были доступны гильдиям художников 16 и 17 века, и попытавшись сконструировать из них систему, которая позволяла бы
проектировать изображение самого себя на холст.
В общей сложности авторы статьи
собрали пять подобных "проекторов" из нескольких наборов линз, кривых
зеркал и камер-обскур, которые в теории могли быть использованы
художником для того,
чтобы "видеть" себя в виде
линий света на поверхности
будущей картины. Проанализировав то, как эти отражения выглядели на холсте, ученые пришли к выводу, что по крайней мере Рембрандт пользовался
такими приборами.
Рембрандт, автопортрет |
"Многие автопортреты
Рембрандта выточены или написаны
на листе меди, на поверхности, на которой проекцию можно было легко
увидеть. Его работы построены на технике светотени, контрасте
света и тени, которая так же
является базой для работы
всех светопроекторов. Более того, на многих автопортретах Рембрандт
смеется или смотрит вбок, что было
крайне сложно увидеть и написать,
если бы он просто смотрел в зеркало", — продолжает О'Нил.
По словам физика, есть и другие, более очевидные и вещественные доказательства
"жульничества" – к примеру,
на многих необычно крупных
автопортретах Рембрандта его голова непропорционально большая по сравнению с другими частями картины, а ее пропорции обычно бывают
искажены. Ученые это связывают с тем, что линзы, которые художник
использовал для увеличения
проекционной картинки, искажали ее при выводе на холст.
По мнению О'Нила, Рембрандт был
не единственным художником,
который использовал оптические технологии для писания автопортретов и даже "нормальных"
картин. Многие другие живописцы, которые пользовались техникой светотени, как считает физик, тоже были не совсем "чисты на руку".
Источник:
РИА Новости