Леонардо да
Винчи – основатель Высокого Возрождения – человек, опередивший на много веков
свое время, занимался всеми областями человеческого знания. Он изучал
математику, законы движения тел, природу света, движение планет, прошлое Земли,
растительный и животный мир. Его можно считать родоначальником многих отраслей
современной науки. До нас дошло около семи тысяч страниц, покрытых его записями,
чертежами и рисунками.
Леонардо да
Винчи родился в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой.
Дневник деда Леонардо, Антонио да Винчи, содержит следующую запись: «1452 года
родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу, в 3-м часу
ночи. Получил имя Леонардо. Крестил его священник Пьеро де Бартоломеи да
Винчи». Так как счет ночных часов велся от захода солнца, то время рождения
приходится примерно на 22 часа 30 минут.
Леонардо
был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. О матери его, Катерине, мало что
известно. Двадцатипятилетний отец в год рождения сына женился на Альбиере
Амадори. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей
Франческо.
В 1466 году
Леонардо был отдан в обучение к известному флорентийскому живописцу и
скульптору Андреа Вероккьо. В эти годы вырабатывается творческий метод будущего
мастера, основанный на внимательном изучении природы, смелом эксперименте и
серьезных познаниях в области точных наук. Леонардо вылепил в мастерской
Вероккьо несколько женских и детских головок. Самой известной из работ юного
Леонардо, не потерявшейся, подобно другим, является ангел на верроккьевой
картине «Крещение Христа».
В 1472 году
Леонардо окончил обучение у Вероккьо и был записан в цех флорентийских
художников. Одна из его первых самостоятельных работ – «Мадонна с цветком», или
– «Мадонна Бенуа» (около 1478). Это произведение поражает и оригинальностью
замысла и совершенством исполнения.
Летом 1481
года художник получает заказ на алтарный образ «Поклонение волхвов» для
монастыря Сан-Донато. В следующем году Лоренцо
Великолепный отправил Леонардо да Винчи к герцогу Милана, дав с собой лиру, так
как он единственный во Флоренции умел играть на этом инструменте. В Милане он
должен был выполнить конный памятник основателя династии Сфорца.
Однако,
несмотря на двенадцать лет, затраченных Леонардо на разработку проекта, эта
монументальная бронзовая статуя так и не была отлита. В Виндзорском замке
сохранилось несколько превосходных подготовительных набросков для этого
монумента.
Современники
утверждали, что Леонардо был красив, с
утонченным и благородным лицом. Он щегольски одевался, прекрасно танцевал,
играл на лютне, гарцевал на лошади, писал стихи и басни.
Семнадцать
лет, проведенных в Милане (1482–1499), – период высшего расцвета гения Леонардо. На службе у миланского герцога
Лодовико Моро он числился как «…Леонардо из Флоренции – инженер и художник…». По
контракту от 25 апреля 1483 года ему вместе с братьями Амброджо де Предис
доверили исполнение роскошной иконы, предназначенной для алтаря капеллы
Непорочного Зачатия церкви Сан-Франческо Гранде.
После этого
Леонардо работает больше как инженер. Герцог поручил ему наблюдение за
реконструкцией системы водопровода и канализации. Промышленная техника не была
единственной областью, отрывавшей внимание Леонардо от искусства. Ему
приходилось заниматься и вопросами военной техники и военно-инженерного
искусства.
Инженерные рисунки Леонардо да Винчи |
Тогда же
Леонардо увлекся анатомией. Он познакомился с известным ученым-анатомом Марко
Антонио делла Торре и сделал несколько иллюстраций к его анатомическому атласу.
Его карандашные рисунки потрясают точностью передачи мельчайших деталей
человеческого тела.
Вскоре
после приезда в Милан Леонардо пишет «Портрет дамы с горностаем». Почти
наверняка можно утверждать, что изображенная на нем дама – юная возлюбленная
Лодовико, Чечилия Галлерани. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию
портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а
трехчетвертное изображение, типичное для бюстов.
Между
1483–1494 годами Леонардо написал одну из своих наиболее прославленных картин
«Мадонна в гроте». Фигуры Леонардо обрабатывает при помощи тончайшей светотени,
преодолевая тем самым столь типичную для стиля XV века графическую жесткость. Совершенно оригинально
задуман у Леонардо и пейзаж. Пожалуй, впервые в искусстве пятнадцатого столетия
фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже.
"Мадонна в гроте", Леонардо да Винчи |
В 1496 году
Леонардо начинает работу над своим наиболее крупным произведением – фреской
«Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие. Это величайшее
произведение дошло до нас в популяризованном виде. Неудачные эксперименты над
грунтом и красками художника довершили солдаты Бонапарта – в 1796 году
трапезная была превращена в конюшню. Но и теперь картина производит сильное
впечатление.
В начале
1500 года Леонардо покинул Милан и возвратился во Флоренцию. Здесь он
продолжает свои научные занятия, живописью же занимается мало. Не имея крупных
заказов во Флоренции, Леонардо был вынужден поступить на службу в качестве
военного инженера к Цезарю Борджиа. 5 марта 1503 года он снова возвращается
во Флоренцию, где его услуги понадобились гонфалоньеру Содерини в борьбе
республики с Пизой. И в этот свой флорентийский приезд Леонардо сочетает
занятия живописью с серьезными научными работами.
Первой
крупной художественной работой Леонардо во Флоренции была роспись в зале
Большого Совета в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при
Ангиари, закончившуюся победой флорентийцев над ломбардскими войсками. Роспись
осталась незаконченной, поскольку 30 мая 1506 года художник вторично уезжает в
Милан.
Но еще
ранее, приблизительно в 1503 году, Леонардо да Винчи выполнил портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. «Мне удалось создать
картину действительно божественную» – так оценил портрет сам Леонардо.
Говорят, во
время позирования Моны Лизы, художник приглашал людей, игравших на лире и
певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, чтобы этим способом
устранить меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам. С
помощью таких мер Леонардо стремился вызвать на лице своей модели ту улыбку,
которую он и запечатлел в своем произведении.
Весной 1506
года Леонардо уезжает в Милан, где с небольшими перерывами остается до 1513
года. Он по-прежнему интересуется научными проблемами, совмещая занятия наукой
с деятельностью художника. В 1508–1512 годах Леонардо работал над памятником
маршалу Тривульцио.
В 1513 году
Леонардо вызвал в Рим его покровитель – Джулио Медичи, и он оставался там до
1517 года. Затем художник отправился во Францию по приглашению короля Франциска
I. Там он жил в королевском замке
в Клу, неподалеку от Амбуаза.
В это время
Леонардо особое внимание уделял механике и рисунку. Именно в Клу он составил
основу своего трактата о живописи, в котором обосновал концепцию универсального
языка в искусстве. Наиболее известная картина французского периода – «Святой
Иоанн Креститель», а также цикл рисунков на библейские темы.
Франциск I ценил беседы с Леонардо, силы которого были на
исходе. По свидетельству Бенвенуто Челлини, король говорил, что никогда не
поверит, чтобы нашелся на свете другой человек, который не только знал бы
столько же, сколько Леонардо, в скульптуре, живописи и архитектуре, но и был
бы, как он, величайшим философом.
Леонардо да
Винчи умер 2 мая 1519 года во Франции в замке Клу.
Источник:
«100 великих художников», Самин Д.К.
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста,
ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.
If you use
materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com,
please
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.