понедельник, 1 мая 2017 г.

Образование в Средние века: типы школ


Церковное воспитание являлось основным типом средневекового образования. Оно осуществлялось в христианских семьях и главным образом в церковных школах. В них преподавали аскетический образ жизни и практиковали суровые наказания, поскольку они, как утверждалось, содействуют самодисциплине и, главное, спасению души, изгоняют дьявольское начало из человека, облегчая этим путь к очищению от грехов.

Церковные школы, которые предназначались только для мальчиков, делились на несколько разновидностей: монастырские (внутренние и внешние), кафедральные (или соборные) и приходские.


Во внутренних монастырских школах учились мальчики, которых родители отдавали в клирики и которые жили в монастырях.

Изображение такой школы мы видим в монастырской хронике крупного Сен-Галленского монастыря во Франции, доведенной до 1330 г. Эта хроника описывает все значительные события монас-тырской жизни. И между прочим, на первом месте в XI в. мы видим школу. Она — центр внимания, гордость монастыря. Несмотря на всякие хозяйственные заботы и трудности, школа в течение 60 лет стоит на первом плане.


Средневековая школа

По этой хронике мы тоже можем видеть, какая дисциплина гос-подствовала в этой школе. Это даже не просто монастырская дис-циплина, а хуже. Всюду мы видим надзирателей, в систему введен обязательный донос, разговор допускается только раз в день, поэтому мы видим, что школяры в совершенстве усваивают разговор на пальцах.

К примеру, эпизод, подтверждающий суровость школьной дисциплины. Он связан с приездом в обитель Германского императора Конрада. Конрад приезжает в монастырь. Это праздник для монастыря, школа распускается. Школяры встречают императора. Он бросает в их ряды яблоки, но ни один ученик не пошевелился, чтобы поднять яблоко, пока на это не последовало благословение аббата.

Библиотека аббатства Сен-Галлен

Эта суровая дисциплина имела и свою положительную сторону — она вела отбор сильных личностей, крупных характеров: недаром из средневековой школы вышли все общественные деятели Средних веков. И как ни странно, целый ряд крупных людей Средневековья с благодарностью вспоминали школьную дисциплину и сохранили любовь к учителю на всю жизнь.

Просвещенный французский епископ конца XI в. Гвиберт Ножанский вспоминал, что учитель «...назидал меня с такою чистотою, так искусно ограждал меня от всех пороков..., что я был избавлен от беспрерывных опасностей». И несмотря на то, что школяру Гвиберту доставался каждый день «град пощечин и пинков», он называет учителя «...другом, столь дорогим для меня».


Чем, как не признанием заслуг школы современниками можно объяснить такие «выверты» средневековой ментальности? Жизнь была трудна и опасна, она требовала сильных характеров и школа давала такие характеры, таким образом, школа подготавливала людей к жизни. Подготовляла результативно, так, как могла, и наши сегодняшние мерки тут неприемлемы.

Проще была жизнь во внешней монастырской школе. Здесь учились мальчики-миряне, от них нельзя было требовать того же, поэтому курс в такой школе был сокращенный и дисциплина не та.

При епископских резиденциях открывали соборные или кафедральные школы (при кафедре епископа). Они тоже делились на внутренние и внешние. Еще больше были распространены приходские школы. Они возникали при церквах прихода, содержались священнослужителями и предназначались для обучения детей прихожан.




Разумеется, во всех церковных школах учителями были духовные лица или церковнослужители. Образование имело строго богословский характер, а обучение строилось преимущественно на запоминании текстов из Священного Писания и комментариев к нему. В связи с этим в школах господствовал катехизисный способ овладения знаниями, когда учебный материал подавался в виде вопросов и готовых ответов на них.

В приходских школах, где группы учеников составляли, как правило, 3–10 мальчиков возрастом 7–15 лет, учили читать, писать, считать, а также церковному пению. Самым важным было заучивание молитв и религиозных песнопений. Определенных сроков и расписания занятий в приходских школах не было.


Источник:
«История культуры Европы. Средние века», Сорочан С.Б.



Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com

If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...