Первым
собственным достижением европейских народов, отличным от античного искусства,
стал, безусловно, романский стиль. Фото средневековых храмов, скульптур,
книжных миниатюр служат бесспорным доказательством того, что этот период
ознаменовал значительный культурный шаг вперед.
Изобразительное искусство
До X века в
европейской живописи практически не было образов человека. Она изобиловала
растительными, животными и геометрическим орнаментами. Но с зарождением
романского стиля на смену орнаментальному искусству приходит изображение
человека: святых и библейских персонажей. Конечно, это было еще условное
воспроизведение, но, несомненно, знаменовавшее собой большой шаг вперед.
В декоре
романских храмов большое место отводилось фрескам и витражам. Стены, своды, колонны
и капители базилик были расписаны многоцветными яркими фресками. Такие церкви
«населяло» большое количество фантастических созданий, вырезанных в камне.
Средневековые скульпторы заимствовали их из языческого прошлого германских и
кельтских племен.
К сожалению, лишь
незначительная часть монументальной живописи в романском стиле дошла до наших
дней. Такими примерами могут служить фрески монастырских церквей Санта Мария де
Игасель (Испании) и Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция). В последнем случае речь
идет о большом цикле росписей, занимающих все пространство свода, на котором
лаконично изображены различные библейские сюжеты. На светлом фоне четко
вырисовываются фигуры, очерченные ярким контуром.
О светском же
декоративно-прикладном искусстве можно судить по вышитому гобелену из Байе. На
длинной полосе ковра вытканы эпизоды завоевания Англии нормандскими рыцарями в
1066 г.
Помимо фресок,
широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра,
отличавшаяся пышностью и красочностью. В монастырях имелись специальные
мастерские – скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Книжная
миниатюра того периода стремилась к повествовательности.
Средневековая книжная миниатюра |
Изображение, как и текст,
делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Впрочем, были иллюстрации, носившие
самостоятельный характер и отражавшие суть повествования. Или же художники
вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Большим разнообразием
отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.
Героический эпос
Романский стиль в искусстве проявился
и в литературе. Возникло несколько новых жанров, каждый из которых
соответствовал образу жизни, требованиям и уровню образованности того или иного
сословия. Наиболее широко, разумеется, была распространена христианская
литература. Помимо Библии, религиозных трактатов и учений Отцов Церкви, которые
читали в основном богословы, популярностью пользовались биографии
канонизированных мирян и духовных лиц.
Кроме церковной,
развивалась и литература светская. Примечательно, что лучшие ее произведения продолжают
читать даже в наш век высоких технологий.
Романская эпоха – время расцвета героического эпоса. Он возник на основе
народных песен и сказаний о подвигах бесстрашных героев, боровшихся с
драконами, колдунами, злодеями. Эпические произведения предназначались не для
чтения, а для исполнения вслух, часто под аккомпанемент музыкальных
инструментов (виолы или арфы). По этой причине большинство из них написаны в
стихотворной форме. К самым известным эпическим произведениям той эпохи
относятся:
- «Старшая Эдда», сборник древнеисландских саг, в которых причудливо переплелись мифология и христианство.
- «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о судьбе германского рыцаря Зигфрида.
- «Беовульф», древний англосаксонский эпос, повествующий об отважном борце с драконами.
Песнь о Нибелунгах |
Со временем героями эпосов
стали не мифические, а реальные личности, да и сами произведения начали рассказывать
о событиях, которые имели место в действительности. К таким историко-эпическим
поэмам относятся испанская «Песнь о Сиде» и французская «Песнь о Роланде».
Последняя повествует о походе Карла Великого в страну басков и о гибели графа
Роланда, который вместе со своим отрядом прикрывал отступление королевской
армии через Пиренеи.
Музыка и танец
Для музыкального искусства
XI-XII столетий громадное значение имело разделение его на светскую и церковную
музыку. В эту эпоху для всех западноевропейских стран орган становится
признанным храмовым инструментом, а латинский язык – единой формой
богослужебного пения. Христианская музыка, творцами которой в основном были
французские и итальянские монахи, сыграла огромную роль в создании основ
профессиональной музыкальной культуры Европы.
Главной вехой в
истории этого искусства стало нововведение, сделанное Гвидо из Ареццо. Этот
итальянский монах, учивший пению мальчиков, разработал принципы нотной записи,
которыми пользуются и поныне. До него звуки записывались невмами, квадратными
нотами. Однако, используя их, никак не удавалось наглядно изобразить высоту
звука. Гвидо из Ареццо поместил напевы
на 4-нотный линейный стан, решив тем самым проблему.
Господствовавший
в Европе романский стиль повлиял и на хореографию. Бассданс – средневековый
танец, исполнялся под пение танцующих или под аккомпанемент музыкальных
инструментов. Он напоминал скорее торжественное шествие, нежели танец.
Бассданс, тяжеловесный и величественный, как замки и храмы, был отражением
романского периода в европейском искусстве.
Источник: авторская статья для портала fb.ru
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий