Лучше образцы романского архитектурного стиля представляли собой единство зодчества, ваяния и живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал – богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены.
Рельеф романской базилики (Испания) |
Резец и камень
Внутри храма, верующий шел к
алтарю мимо сводов, колонн, капителей, стен, также украшенных каменной резьбой
и фресками. В основу изображений были положены сюжеты из Священного Писания,
однако главной всегда оставалась фигура Бога Вседержителя, беспощадного к
нераскаявшимся грешникам и торжествующего над врагами. Именно так представляли
Создателя люди Средневековья. Неслучайно храмы, построенные в романском стиле,
называли «Библией в камне».
В скульптуре того периода,
как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной
композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было
полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении
базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов.
Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах – декоративных композициях,
преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах – удлиненных.
Особенности ваяния
Помимо этого, скульптурные
рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение
Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход
собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас
дошло имя мастера, создавшего рельеф, – Гизлеберт. В центре изображения
находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие
праведники, по левую – дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе
– разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается
страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а
изобразить всю гамму переживаемых чувств.
Изображение Страшного суда над порталом собора Сен-Лазар (Франция) |
В каждой стране
ваяние имело свои национальные особенности. Например, в Германии, в отличие от
Франции, фасады и внешние стены храмов почти не декорировались. Немецкая
скульптура романского стиля строга и аскетична, сурова и достаточно абстрактна.
Пример тому – церковь Лаахского аббатства Святой Марии.
Аббатство Святой Марии (Германия) |
В скульптурном
декоре романских храмов проявилась не только любовь к духовному, но и к
необычайному, фантастическому. Здесь можно увидеть каменные орнаменты редкой
красоты и сложности: кентавров, крылатых драконов, обезьян, играющих в шахматы,
и пр. Фигурки сказочных существ, заимствованных из преданий германских племен,
нередко украшали фасады и капители колонн романских базилик.
«Французская манера»
Романский стиль и готический,
пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие
европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание
строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и
молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.
Она зародилась в
XII в. на севере Франции, а затем распространилась почти по всему континенту:
от Португалии до Литвы. В то время ее называли «французской манерой», а впоследствии
новое направление получило название «готика». Во многом архитектура готического
собора сохраняла традиции романского стиля. Почти все его элементы остались, но
в измененной форме: вместо толстых столбов появились тонкие пучки изящных
колонн, полукруглые арки вытянулись вверх, маленькие окна стали огромными,
наполняя храм светом.
Источник: авторская статья для портала fb.ru
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Комментариев нет:
Отправить комментарий