Приуроченная к 450-летию со дня смерти
Питера Брейгеля Старшего экспозиция в Венском Музее истории искусств собрала
почти все его шедевры. Ее уже называют главным событием 2018 года. Выставка будет
проходить со 2 октября 2018 года по 13 января 2019-го.
|
Обращение Савла, Брейгель Старший |
В мировом распределении картин Питера Брейгеля Старшего Венский Музей истории искусств занимает главное место. В нем находится
12 произведений художника — это примерно треть всего
живописного наследия Брейгеля. Идущие вторыми Королевские музеи изящных
искусств в Брюсселе обладают шестью картинами, у остальных, включая таких титанов, как Лувр и Метрополитен-музей, и того меньше.
|
Охотники на снегу, Питер Брейгель Старший |
Так что венцам сам бог велел проводить выставки
Брейгеля как по случаю, так и без него. Но
причина, по которой мировые музеи и частные коллекционеры «скинулись» на беспрецедентную выставку из 30
произведений Брейгеля и сделали ее главным
событием 2018 года, видится в другом.
Питер
Брейгель был прозван «Мужицким» - он любил изображать сельскую жизнь. И не
принимал заказы на портреты платежеспособных граждан, в частности,
из того же Брюсселя, где прожил самую продуктивную часть жизни, недолгой даже
по меркам XVI века.
Единственный известный «Портрет старой крестьянки» из мюнхенской Старой
пинакотеки сделан явно не на заказ.
|
Крестьянская свадьба, Брейгель Старший |
На
самом деле «сельская жизнь» — это ребус, за которым прячется иное содержание.
Именно это в его
картинах привлекает современного человека. И это учтено на выставке:
нажал на клавишу — высветилось изображение фрагмента картины. Часто
это экшен, в который
интересно всматриваться. И нет общих правил расшифровки изображений.
|
Игры детей, Брейгель Старший |
Например,
«Сорока на виселице» из Музея земли Гессен (Дармштадт). Зачем изображать птицу
в таких странных обстоятельствах? Оказывается, этой картиной Брейгель выразил
свое отношение к доносчикам и сплетникам, по наветам которых испанские завоеватели
казнили его соотечественников на реальных виселицах.
|
Самоубийство Саула, Брейгель Старший |
«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц»
выглядит простым: те и другие персонажи
беспечны. Некто невидимый вот-вот дернет за веревку, и ловушка придавит птичек. Нужно ли беспокоиться конькобежцам?
В середине 1540-х юный Питер перебрался в Антверпен, где обучался гравировальному мастерству у Питера Кука ван Альста, служившего при дворе короля Карла
V. Вскоре после смерти ван Альста Брейгеля принимают в гильдию живописцев Антверпена — это пропуск в профессию. И он нанимается в мастерскую к бойкому издателю Иерониму Коку.
|
Обращение Савла, Брейгель Старший |
По легенде, именно там Брейгель увидел гравюры
Иеронима Босха и под впечатлением от
них создал свои версии. Предприимчивый Кок это заметил, но сначала выдал
Брейгелю грант на двухгодичную поездку по Европе. Молодой художник посмотрел
Италию, Францию и Швейцарию. Как
всякий человек, а тем более художник,
в Риме Брейгель восторгался шедеврами Античности и высокого Возрождения. Позже впечатления от увиденного
отразились в картине «Морской бой
в гавани Неаполя» (ныне хранится в Галерее Дориа — Памфили, Рим).
|
Две обезьяны, Брейгель Старший |
В 2002 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне картина Брейгеля «Пьяницу заталкивают в свинарник» (около 1568) была продана за £3,3 млн.
|
Пьяницу заталкивают в свинарник, Питер Брейгель Старший |
Эстимейт работа не превзошла, что для старых мастеров
нормально. Для них все оценки давно сделаны и выверены. Посмотрев нынешнюю выставку в Вене, любой зритель просто обязан, например, ответить на вопрос: «Что хотел
сказать Брейгель картиной «Две обезьяны» из Государственного музея Берлина?»
Источник:
http://www.theartnewspaper.ru/posts/6114/
Комментариев нет:
Отправить комментарий