На заре инкской
цивилизации главой семьи обычно являлась мать, поскольку материнская линия
считалась неоспоримой для установления родословной при многочисленных случайных
связях примитивных людей. Отец получил всю полноту власти и стал главой семьи
только, когда кочевников преобразовались в оседлые группы земледельцев, а их
дети стали неотъемлемой частью рабочей силы, необходимой для ее обработки.
Так
патриархат пришел на смену матриархату, следы которого можно найти в истории
инков. Родители по мужской линии создавали основу семьи, а жена, которой теперь уделялось второе
место, стала собственностью мужа. Эту ситуацию можно наблюдать среди индейцев
Анд и сейчас.
У представителей
привилегированной инкской знати могло быть несколько жен, но не так много, как
у Верховного Инки. Их максимальное число фиксировалось правилами в соответствии
с положением, занимаемым конкретным лицом. Если Инка дарил вождю племени жену,
она занимала главенствующее положение, которое не могло быть снижено никаким
местным обычаем. Учитывая те услуги, которые они могли оказывать, женщины
считались наиболее ценной собственностью и могли передаваться по праву
наследования.
Как правило,
принцесса императорской крови не могла стать женой или наложницей человека
более низкого ранга, даже если он был привилегированным. В реальной жизни это
правило не всегда соблюдалось; например, сестра Уайна Капака, Верховного Инки, отказалась
выйти замуж его по желанию. В наказание он отдал ее старому и уродливому курака (вождю
покорившегося племени), однако тому настолько надоели слезы и
причитания жены, что он разрешил ей уйти в «дом избранных женщин», или, как мы
называем это в Европе, в монастырь.
Сыновья из
знатных семей получали образование в школах Куско. До достижения школьного
возраста о них заботились опытные женщины, особенно вдовы, которые давали им также
и сексуальное образование.
В возрасте 8
лет молодые дочери из знатных домов поступали в учреждения, называемые «домами
избранных женщин», которыми руководили опытные матроны. Они готовили девушек к
выполнению обязанностей будущих жен. Их положение соответствовало статусу их
семьи в административной иерархии империи, начиная от правительственных
чиновников и до тех, кому предстояло оставаться в услужении. Они готовили пищу
для богов и Верховного Инки, пряли и изготовляли одежду для императорской пары.
Вместе с ними учились молодые девушки невероятной красоты, отобранные из разных
районов специальными чиновниками.
Такие дома
были весьма многочисленными, как, например, в маленьком городе Каксас. Это
первый город, который испанцы нашли нетронутым после вторжения. Среди других
наиболее известен Тумбес, разрушенный во время гражданской войны между братьями
Уаскаром и Атауальпой. В соответствии с недавно обнаруженным документом, в нем
было три таких дома, в которых насчитывалось 500 женщин.
Испанцы
внесли в этот вопрос еще большую путаницу, проигнорировав тот факт, что девушки
там распределялись по нескольким категориям.
На нижней
ступени лестницы находились служанки, чья работа заключалась в обслуживании
молодых девушек более высокого положения, изготовлении одежд для Инки, уходе за
предназначенными для жертвоприношений ламами или обработке земель самодержца. Над
ними стояла группа девушек, которым поручались такие работы, как ткать, прясть
и обрабатывать землю.
Источник:
«Инки. Быт. Культура. Религия», Боден Л.
Комментариев нет:
Отправить комментарий