Алхимия (араб. АГкйшуа — производится или от
слова «кет» - туземного (коптского) названия Египта, или от греческого χύμος — «жидкость,
сок») — так называлась химия в Средние века, вплоть до XVII столетия.
Но с тех пор, как эта последняя получила научное обоснование и облеклась в
формы точного знания, прежним, старинным, термином стали обозначать мнимое
искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, чем, собственно,
и ограничивалась задача химии до XVI столетия. Таким образом,
алхимия относится к современной химии так же, как астрология к астрономии.
Алхимик в своей лаборатории |
Родиной алхимии считается Древний Египет. Римский император Диоклетиан
повелел в 296 году н. э. предавать сожжению все египетские рукописи,
касающиеся искусства делать золото. Родоначальником алхимии считается
легендарный Гермес Трисмегист, поэтому искусство делать золото называлось
герметическим.
Первые попытки рационально объяснить превращение металлов сделали
древние греки. В их основе лежит учение греческих философов о природе. Эмпедокл
говорил о четырех стихиях: огне, воздухе, земле и воде, которые являются
основой всего сущего. Платон представлял себе, что четыре стихии происходят от
превращения одной и той же основной, первоначальной материи. Аристотель
дополнил эту теорию эфиром — пятым началом, для небесных тела.
Алхимические символы |
До распространения христианства ни в Греции, ни в Риме собственно
алхимические исследования не проводились; в то же время греческая культура
оставила в наследство Востоку свою философию. Так, аристотелевская физика
передала александрийской школе идею превращения одного элемента в другой.
Такая теория, посредством которой можно было легко объяснить превращения
металлов, и была принята античными алхимиками. Они признавали, что из
первобытной материи произошли четыре элемента, а затем посредством их различных
соединений — все остальные вещества. Таким образом, всякое вещество содержит в
себе все элементы. Если требуется один металл превратить в другой, то надо
только отнять известную часть одних элементов и добавить части некоторых
других. Если удастся обратить металл в первоначальную форму, то ее можно будет
преобразовывать в какой угодно другой металл.
Иллюстрация из книги "El museo hermético: Alquimia & Mística", Alexander Roob |
Когда ученым стала известна ртуть, то именно в ней некоторые увидели
«первоначальную форму». Ртуть вообще легко вступает в соединения с другими
металлами, образуя амальгамы с резко отличающимися от первоначальных металлов
свойствами. Затем в роли такой «универсальной» составляющей выступала сера. По
мнению алхимиков, ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных
количествах, дают начало металлам. Несколько позже третьей составной частью
металлов стали считать мышьяк; он служил, главным образом, для приготовления
сплавов, имевших цвет золота и серебра.
Греки стали учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию. Арабы не
только дали этой «науке» то имя, под которым мы ее знаем и теперь, но и
практически определили путь ее развития. В этом последнем отношении особенно
важны труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером.
Страница из арабского труда по алхимии |
Он жил в Севилье в конце VIII — начале IX столетия и
был, вероятно, греком, обращенным в ислам. Во времена Гебера металлы считались
веществами, меняющими свою природу. Гебер полагал, что все они состоят из
меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно прибавить то, чего у них
недостает, и отнять то, что находится в избытке.
Запад воспринял алхимию от арабов в X или XI столетии.
Арабская алхимия стала связующим звеном между средневековой и античной
традициями. Мудрость греков пришла в Европу именно из арабских сочинений.
Итак, в Европе широкий интерес к алхимии возник на рубеже XI–XII веков, и вскоре
началась «алхимическая лихорадка». В Средние века развитие алхимии получило
огромный толчок, во-первых, из-за увеличения спроса на благородные металлы,
вызванного ростом населения и связанного с этим расширения торгового обмена,
во-вторых, из-за снижения продуктивности старых золотоносных месторождений.
Непрерывный спрос на золото со стороны правителей также должен был
подтолкнуть представителей практической металлургии к реализации теории
превращения элементов. Точнее, не к реализации (которая осуществилась только в
эпоху ядерного синтеза), а к поискам возможности ее осуществить.
Большинство искателей философского камня к науке не имели
никакого отношения. Это были дилетанты, слепо верившие, что его секрет
действительно можно найти в древних писаниях. Церковь, однако, к идеям
алхимиков уже не проявляла такого враждебного отношения, как в первые века
нашей эры. В то время считалось, что многие персонажи Библии имели отношение к
алхимическим опытам. К тому же некоторые церковники были не прочь истолковать
отдельные места из Священного Писания в пользу алхимии.
Средневековая алхимическая теория мало отличалась от когда-то
предложенной Аристотелем. К открытым ртути и сере добавилось еще одно «начало»
— соль. К химическим элементам причисляли и землю (то есть собственно почву).
Как ни странно, но металлы (золото, серебро, железо и т. п.)
считались не исходными элементами, а производными!
Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний
своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем имена известных
философов и богословов. Знаменитые философы Средневековья Альберт Великий и
Роджер Бэкон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени.
Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 году, издал более
20 алхимических трудов. Раймунд Луллий, о котором мы уже упоминали,
известнейший алхимик XIII–XIV столетий (родился в 1235
году, умер в 1315-м, по другим источникам — не позднее 1333-го), был, как
говорят, автором 500 сочинений, главным образом алхимического содержания. Его
долгая жизнь, по свидетельству современников, была доказательством того, что он
нашел-таки пресловутый эликсир бессмертия.
Луллий служил королю Эдуарду I, который царствовал до 1307
года. Король смог привлечь Луллия обещанием начать кампанию против неверных —
турок. В результате Луллий заключил своего рода договор с английской короной:
алхимик обязался изготовить 60 000 фунтов золота из ртути, олова и свинца,
которое будет лучшего качества, чем золото из рудников. На это золото должны были
быть снаряжены корабли и оплачены воины для священной войны против неверных.
В честь победы на море над французами в 1340 году английский король
Эдуард III (царствовал с 1327 по 1377 год) повелел чеканить специальные золотые
монеты, так называемые нобли. Монеты эти якобы были изготовлены из золота
Раймунда Луллия, хотя известно, что Эдуард III собирал на это средства путем
повышения налогов и наложения долговых обязательств, не стеснялся он
конфисковывать золотые предметы из церквей и монастырей. Но все же золотых
монет отчеканили очень много, особенно если учесть, что Англия в те времена
практически не вела морской торговли и не обладала ни колониями, ни золотыми
рудниками, а товары Ганзы обычно оплачивала оловом.
Оракулом алхимиков XV столетия (да и последующего времени) является
бенедиктинец Василий Валентин, который может считаться наиболее выдающимся
алхимиком Средневековья и вообще последним ученым, посвятившим себя полностью
алхимии.
Василий Валентин |
Но уже Парацельса нельзя причислить к типичным алхимикам, так как он
ясно говорит, что истинная цель науки — не отыскивание способов делать золото,
а приготовление лекарств.
Вообще далеко не все власть имущие относились к алхимическому искусству
с безоглядным доверием, имел место и здоровый скептицизм. Например, когда
алхимик и поэт Аугурелли преподнес папе Льву X поэму, в которой изложил как
он утверждал, известные ему способы добывания алхимическим путем золота, то в
награду получил пустой мешок — весьма необходимый, по мнению папы, предмет для
того, кто владеет таким великим искусством.
Источник:
«50
знаменитых загадок Средневековья», М. Згурская
Комментариев нет:
Отправить комментарий