На протяжении истории человечества два желания постоянно обуревали
смертных — обрести бессмертие и получать золото в неограниченных количествах. В
течение тысячелетий алхимики пытались найти нечто, что даровало бы человеку не
только сверкающее золото, но и вечную молодость, бессмертие. Средневековые
алхимики эликсир бессмертия по ценности приравнивали к философскому камню,
производящему золото.
Итак, главной задачей средневековых алхимиков было получение золота в
неограниченном количестве из неблагородных металлов с помощью своеобразного
катализатора — так называемого философского камня. Причем он должен был
обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные
металлы, как, например, свинец, ртуть и т. д. Кроме знакомого нам названия «философский
камень», это вещество также имело еще множество других названий: красный лев,
великий эликсир, или магистериум, красная тинктура,
панацея жизни и жизненный эликсир.
Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать
металлы, но и служить универсальным лекарством. Раствор его, разведенный в
определенной пропорции, называли золотым напитком. Принятый
внутрь в малых дозах, он должен был исцелять все болезни, омолаживать и делать
жизнь более продолжительной.
Легенд о тех, кто изобрел это волшебное лекарство, хоть отбавляй. Чаще
всего в них упоминается имя магистра Раймунда Луллия, жившего в XIII веке. Он,
утверждает легенда, владел тайной эликсира жизни. Но магистр во время лечения
завязывал своим пациентам глаза, чтобы те не видели целебный напиток, который
якобы даровал вечную жизнь. Однако самые любопытные все-таки умудрились его
разглядеть — это была золотая пыль, переливавшаяся всеми цветами радуги. Само
собой, после смерти мага никаких рецептов волшебного зелья не сохранилось. Зато
по-прежнему жила надежда найти этот эликсир.
Философский камень — это средство моментального обогащения — просто
должно было быть «найдено». В противном случае само существование алхимиков
становилось неоправданным.
Как получить философский камень, никто не знал, но все искали этот
способ. Искали где только можно и нельзя. Алхимики побогаче экспериментировали
со всевозможными заморскими редкостями, а те, что победнее, использовали то,
что было под рукой. Но всех неизменно привлекал желтый цвет, ведь золото, как
считали алхимики, может быть порождено лишь желтым веществом.
Что только не было испробовано в качестве исходных веществ, даже
человеческие фекалии и моча! Иногда это действительно приводило к химическим
открытиям. Так, Хеннинг Бранд был уверен, что добыл из мочи философский камень,
но на самом деле он получил фосфор.
С развитием концепции «философского камня» вера в возможность
превращения металлов получила «научную» основу, и ученые мужи стали искать
метод для «облагораживания» неблагородных цветных металлов. Чем больше
«драгоценных свойств» (например, красивого блеска) имел металл, тем выше, по
мнению алхимиков, была возможность его полного превращения. Так, желтую латунь
считали «несовершенным золотом», а олово — «переходным» металлом от свинца к
серебру.
Но каким должен был быть философский камень с виду? Какими признаками
обладать? Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных
алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а
часто и сам алхимик не мог ничего понять.
Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так,
часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное
негигроскопичное вещество. Как правило, упоминают серо-красный «очень тяжелый»
порошок, иногда его называют блестящим. При получении его из ртути и других
составных частей вещество несколько раз изменяет свою окраску — от черной к
белой, затем желтой и наконец становится красным.
Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд
повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной
науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски.
После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей
путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень
красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы
были химически чистым хлорауратом серебра Ag[AuCl4].
Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем,
который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог
вызвать желаемое превращение — это было поверхностное золочение либо сплавление
с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было
«наколдовать» больше золота, чем оно само содержало.
Источник:
«50 знаменитых загадок Средневековья», М. Згурская
Комментариев нет:
Отправить комментарий