Известен написанный
на рубеже VI–VII вв. оригинальный
труд епископа Исидора «20 книг начал» (т. е.
истинных знаний), в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному
делу. Этот труд, в значительной мере основывающийся на знаменитом трактате
Витрувия, при этом безусловно отражает также особенности византийского
искусства.
Следует отметить использование и развитие
византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из
строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не
дошедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании
сводов». Второй архитектор собора Софии, Анфимий из Тралл, сам был автором
трактата «О парадоксах механики».
Художественное осмысление новых конструктивных
систем в византийском зодчестве шло под воздействием местных архитектурных школ
и прежде всего греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы,
свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основным
тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях,
подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирующем
значении внутреннего пространства.
Основными средствами выразительности византийской
архитектуры служили сами конструктивные элементы: купола, своды, аркады, ясно
читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней
пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью
или облицовывались разноцветным мрамором. Широко применялась мозаика,
располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, на куполах и сводах. А
резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок,
не разрушающий плоскости стены.
В четких членениях интерьера сохранились ордерные
мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада. А вот аркада
на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской
архитектуре господствующим мотивом.
От римского ордера осталась лишь его несущая часть
– колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители,
передающей усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более
массивная, чем в римских колоннах, она приобретает форму опрокинутой полусферы
с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого
геометрического узора, форма и пластика варьировались. Ствол колонны часто
делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые
прокладки. Все элементы системы отличались целесообразностью.
В ранневизантийских храмах находит применение тип
базилики – удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом,
отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития
византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах – в
Сирии, Малой Азии, Закавказье.
Огромное влияние на развитие византийских
центрических зданий оказали часто встречавшиеся в этих регионах купольные
сооружения: церковь в Эсре (55 г.), церковь вне
стен в Русафе в Месопотамии (569–586 гг.).
Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах (купол на
барабане). Одним из ранних примеров этого типа купола в Сирии может служить
церковь в Басре (53 г.), в которой
купол опирался на четыре опоры.
Церкви в Эсре в Южной Сирии (50–55 гг.), Сергия и Вакха в Константинополе (ок. 526–527 гг.), Сан-Витале в Равенне (526–547 гг.) представляют собой центрическую композицию на
восьми устоях, основа которой – сильно развитое подкупольное пространство.
Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными
элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями,
арками на колоннах и т. п.
В развитой структуре центрического купольного
здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями
христианского ритуала, происходившего главным образом в центре храма под
куполом – символом небосвода.
Основными строительными материалами был плоский
кирпич – плинфа – толщиной около 5 см,
укладываемый на растворе. В восточных областях империи, богатых карьерами
известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия,
Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой
примешивали мелко истолченный кирпич для придания раствору большей прочности и
стойкости. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в
несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3–5 рядов плинфы,
уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими слоями тесаного
камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.
Быстросхватывающийся раствор позволял возводить
своды и купола по древневосточному обычаю – без применения дорогостоящих лесов.
При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами
кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и
сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается
от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным кружалам. Для
облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности
пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами.
Широко применявшиеся в Византии крестовые своды
чаще всего имели форму в виде паруса (вспарушенного), появившуюся в результате
отказа от эллиптического очертания диагональных ребер обычного свода и перехода
к более простому полуциркульному абрису.
Следующим шагом в эволюции свода был отказ от
диагональных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный. В восточных
областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола
возводились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на
растворе. Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить
сомкнутые и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и
своды со стрельчатым очертанием.
В городах Балканского полуострова появился
укрепленный верхний город, близ которого разрастались жилые кварталы. Города
Сирии часто строились по нерегулируемому плану, отвечающему рельефу местности.
А вот тип жилого дома с внутренним двором в ряде регионов Византии долго
сохранял связь с античным зодчеством. В Константинополе сооружались
многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.
Переход от Античности к Средним векам вызвал
глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и
зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль
начинают играть виды искусства, связанные с церковными и государственными
нуждами: стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преимущественно
культового характера).
Проникаясь средневековым религиозным
мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о
ценности человеческой жизни переносится в потусторонний мир. В связи с этим
разрушается античный пластический метод, вырабатывается средневековая
условность искусства, которое отныне отражает реальность не путем ее прямого
изображения, а преимущественно с помощью духовноэмоционального строя
художественных произведений.
Условные изображения наделяются устойчивым
эмоционально-духовным смыслом, например, мозаики с изображением императора
Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне (ок. 547 г.); мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре (VI в.), а также более непосредственные и свежие по
мировосприятию мозаики VII в. – в церквях Успения в Никее (ныне Иэник) и Св.
Димитрия в Салониках.
Постепенный процесс феодализации, острая социальная
борьба и народные движения в VII – начале IX вв. вызвали существенный перелом в художественной
культуре Византии. В середине IX–XII вв., в период расцвета искусства Византии, храм с
куполом на барабане утвердился окончательно.
Он представляет собой систему надежно связанных
друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в стройную
пирамидальную композицию. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены
узорной кладкой и нарядными керамическими вставками. Крестово-купольный храм –
это завершенный архитектурный тип. В дальнейшем архитектура Византии лишь
развивала его варианты.
В классическом варианте крестово-купольного храма
купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах: церкви монастыря
Липса и Мирелейон (обе X в.), монастырь
Пантократора (XII в.) – все в Константинополе; церковь Богоматери в
Салониках (028 г.) и др. На
территории Греции преобладали храмы с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, XI в.). В монастырях Афона оформился триконховый вид
храма (с апсидами на северном, восточном и южном концах креста).
В IX–X вв. росписи храмов начинают приводить в систему.
Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в
строгом иерархическом порядке и подчиненными композиции храма. В интерьере
создается проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую
включаются и иконы, размещенные на иконостасе. Скульптура IX–XII вв. представлена
главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся
богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные
преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров).
После нашествия крестоносцев в 204 г. византийская культура вновь возрождается в
отвоеванном в 26-м Константинополе и связанных с ним государствах на территории
Греции и Малой Азии. Церковная архитектура XIV–XV вв. в основном
повторяет старые типы (изящные церкви Фетхие и МоллаГюрани в Константинополе, XIV в.; обнесенная галереей церковь Апостолов в
Салониках, 32–35 гг.). В Мистре
строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм
(двухъярусная церковь монастыря Пантанасса, 428 г.).
Средневековая в основе архитектура порой впитывает
некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских,
ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ныне Греция,
около 295 г.; дворец Текфур-серай в Константинополе, XIV в.; дворец правителей Мистры, XIII–XV вв. и др.).
После захвата турками Константинополя (453 г.), положившего конец истории Византии, лучшие
византийские мастера покинули страну. Например, творчество Феофана Грека смогло
развиться в полную силу только на Руси.
Поздний период византийского искусства совпал с
готикой и по времени, и по стилевой направленности. С гибелью византийской
государственности искусство Византии перестает существовать, но остаются жить его
художественные традиции, которые оказали огромное влияние на художественную
культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии.
Плодотворную роль сыграла Византия и в развитии художественной культуры Древней
Руси. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIX в.
Источник:
«Архитектурные
стили», М. Згурская, Н. Лавриненко
Комментариев нет:
Отправить комментарий