Хотя замужество считалось идеалом для любой женщины, многие англичанки
могли лишь мечтать о матримониальных радостях. Потому хотя бы, что было их
слишком много. Согласно переписи населения 1851 года, женщин в Великобритании
насчитывалось на полмиллиона больше, чем мужчин. Куда же их девать?
Например, в колонии. Поначалу к «экспорту женщин оптом» относились
негативно, но к середине XIX века эта идея более-менее прижилась. В 1850-х
женщины платили 22 фунта за билет в Австралию, где рассчитывали обзавестись
семейством, а в 1862 году было основано Общество эмиграции женщин из среднего
класса, помогавшее честным девушкам уехать в Канаду, Австралию или Новую
Зеландию. Подобные организации обеспечивали эмигранток жильем и помогали им
устроиться на работу в незнакомой стране.
Новые горизонты манили незамужних и
независимых англичанок: в 1845 году в Новую Зеландию переехала Мэри Тейлор,
школьная подруга Шарлотты Бронте. Быстро обжившись в южных широтах, Мэри
скупала земли и открыла собственный магазин, но в 1860-м, через пять лет после
смерти Шарлотты, вернулась в Англию. Замуж она так и не вышла.
Своенравные особы сознательно отказывались от замужества: вне брака у
женщины оставалось больше свободы, она могла распоряжаться своим имуществом и
заработками. Среди великих «старых дев» можно упомянуть и Джейн Остен, и Эмили
Бронте, и Флоренс Найтингейл. В 1844 году Энн Ришелье Лэм писала: «Незамужняя особа является кем-то, а замужняя уже никем. Первая сияет
собственным светом, вторая же лишь отражает сияние своего супруга, в котором,
согласно закону и общественному мнению, она растворяется полностью».
Фрэнсис Пауэр Кобб |
В тон ей
отзывалась и суфражистка Фрэнсис Пауэр Кобб: «В
1861 году старая девая — это весьма жизнерадостная особа, не обремененная мужем
и детьми. Она то посещает родню в загородных домах, то проводит месяц в городе,
то отдыхает на Женевском озере, то взбирается на Везувий или пирамиды.
Прекраснее всего то, что она обрела не только свободу передвижения, но и
возможность заниматься тем, что ей более всего по душе».
Чтобы вписаться в эту радужную картину, женщина должна была обладать
хоть каким-то источником дохода. Небогатые старые девы влачили унылое
существование: им оставалось или выбирать одну из малочисленных профессий,
доступных женщинам, или посвящать свою жизнь заботе о более удачливой родне.
Незамужние тетушки хлопотали по хозяйству и воспитывали племянников, выхаживали
больных, скрашивали старость родителям.
В английской литературе сохранилось
немало имен незамужних сестер, ставших секретарями и критиками, а иногда и
соавторами своих талантливых братьев: это и Дороти Вордсворт, и душевнобольная
Мэри Лэм (хотя Мэри зарезала мать, это не помешало ей оставаться нежнейшей
сестрой эссеисту Чарльзу Лэму). Очень строга к сестре была Сара Стикни Эллис,
грозный страж викторианской морали.
Дороти Вордсворт |
Чтобы называться любящей сестрой, недостаточно
обнимать брата или разговаривать с ним о литературе — этим ограничиваются лишь
бездельницы:
«Ни одна здоровая женщина, будучи в состоянии
готовить, не должна позволять своему брату хлопотать на кухне в любое время
дня. Каждая женщина обязательно должна заботиться о белье своего брата, чинить
ему перчатки и чулки, которым требуется штопка, приводить гостиную в порядок к
его возвращению, приготовить ему место, чтобы присесть, еще до того, как он об
этом попросит, и с заботливой улыбкой предлагать ему подкрепиться».
Источник:
«Женщины викторианской Англии: от идеала до
порока», Коути К., Гринберг К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий