суббота, 20 июля 2019 г.

Архитектура барокко


Слово «барокко» – название самого причудливого стиля в истории человечества – само по себе является загадкой. Испанское bar ruecco, португальское barroco означает «необычный», «неправильный». Рerola barroca – так называли португальские моряки бракованные жемчужины. В логике словом «барокко» с XIII в. называли некорректные высказывания, ведущие к ложным заключениям.


В середине XVI в. в разговорном итальянском языке как «барокко» определяли что-то грубое, неуклюжее и фальшивое. Французские ювелиры, наоборот, придавали этому слову положительные коннотации: baroquer означает «смягчать контур». Но если мы обратимся к французским словарям, то увидим, что в начале XVIII в. «барокко» трактовалось как ругательное выражение.

Дворец Аранхуэс, Испания

С легкой руки Вёльфлина классицизмом и барокко теперь именуют не только художественные стили, которые сформировались в XVII в., но и последние, критические, фазы развития любых стилей. Барокко связывают с беспокойным, романтическим мироощущением, которое воплощается в экспрессивных, неуравновешенных формах.

Петергоф, Россия

В начале XVI в. Италия была ареной военных действий – император Священной Римской империи Карл V боролся за свое влияние в Западной Европе. Весной 1527 г. Карл столкнулся с неразрешимой проблемой: у него закончились деньги. Платить наемникам было нечем, и армия императора, не повинуясь приказам, двинулась на Рим. Солдаты разграбили Вечный город, а папа Климент VII был осажден в замке Святого Ангела христианским же войском.

Цвингер, Германия

Среди наемников были лютеране, но сам Лютер их поступок не одобрял. Карл V тоже был недоволен поведением своей армии, но тем не менее унижение папы было ему на руку. Лишь через месяц Клименту VII удалось выбраться из замка Святого Ангела. За свое освобождение он заплатил выкуп в 400 тыс. дукатов. Разграбление Рима подорвало авторитет святейшего престола и способствовало появлению новых протестантских конфессий.

"Разорение Рима в 1527 г.", И. Лингельбах

Сам город обезлюдел, художники – гордость папы – покидали его двор. Многие исследователи считают, что вот тут-то и закончилось Возрождение: религиозный и политический кризис породил хаос, и в Италии появилось новое художественное течение – маньеризм. В архитектуре он выражался в нарушениях ренессансной гармонии, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства, элементах гротеска. 

Архитектура маньеризма, Италия

Знаменитый пример – «непроходимая», а на самом деле вполне удобная лестница библиотеки Лауренциана во Флоренции, которую спроектировал Микеланджело: с округлых ступеней, казалось бы, легко соскользнуть, а перила, за которые так и хочется схватиться, очень низкие. Лестница резко расширяется книзу, поэтому зрительно она длиннее и выше, чем в действительности. Ко всему прочему, лестница не просто перегораживает вестибюль, а фактически заполняет его. 

Лестница библиотеки Лауренциана во Флоренции

Изысканный и нервный маньеризм – предтеча настоящего барокко. Ученые напрямую связывают появление барокко с открытием Нового Света. Архитектура лишь отразила причудливость мира, его дивное разнообразие. Барокко оказалось очень коммуникабельным стилем: в отличие от классики, которая везде одинакова, оно самым естественным образом заимствовало и компоновало элементы архитектуры и декора, традиционные для разных народов. 

Ультрабарокко, Мексика

Кроме того, с открытием Америки католическая церковь получила новую паству, что, с одной стороны, значительно укрепило позиции католиков, а с другой – вызвало необходимость в масштабном строительстве. Роскошь новых соборов противопоставлялась простоте и скромности протестантских храмов – превосходство католицизма было теперь видно невооруженным глазом. Еще в начале ХХ в. французский археолог, филолог и общественный деятель Соломон Рейнак пренебрежительно называл барокко «суетливым иезуитским стилем». Но другой француз – искусствовед Эмиль Маль – считал барокко «наивысшим воплощением идей христианского искусства».

Палаццо Поли и фонтан Треви, Италия

Толстосумам барокко тоже пришлось по вкусу: теперь фасады дворцов явно пахли деньгами. Роскошным стал и досуг, те, кто имел деньги, не стеснялись проводить время праздно: совершали променад, качались на качелях, катались на лошадях, играли в карты, ездили в театр, танцевали на балах-маскарадах.

Версаль, Франция

В эпоху Возрождения особое внимание уделялось строительству и благоустройству городов. Средневековые переулки, кривые и тесные, никак не вписывались в новую эпоху, идеалом которой была античная ясность линий. Если в Средние века площадь была местом торговли или народных собраний, то теперь она стала украшением города: каждый приезжий мог убедиться, что Венеция ничем не хуже Флоренции и наоборот. Барокко с его культом роскоши пошло дальше. Главные улицы прокладывались как широкие проспекты, идущие к площади.

Дворец в парке Сан-Суси, Германия

Так, например, Виа Корсо в Риме ведет на площадь дель Пополо. Ансамбль самой площади имеет так называемую «трехлучевую композицию»: две церкви, которые построили во время реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла. Любопытно, что вопреки канону эти церкви ориентированы не с запада на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом – с севера на юг.

Виа Корсо, Рим

В качестве одного из основных компонентов городского ансамбля барокко использовало пейзаж. А сами здания как бы вливаются в окружающее пространство благодаря сложным криволинейным очертаниям и причудливой пластике фасадов. Искусствоведы говорят, что дворцы и церкви барокко живописны и динамичны. Барокко питает пристрастие к внешним эффектам, резким контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени – оно совмещает иллюзорное и реальное. 

Элементы барочного декора

Конечно, архитектурные формы барокко наследовали формы итальянского Возрождения, но выглядели здания совсем иначе. Архитекторы использовали колоссальные – на несколько этажей – колонны, полуколонны и пилястры. Множество раскреповок (вертикальных членений элементов) делало стену визуально объемной. Иллюзорная глубина стены продолжалась настоящими объемными композициями: скульптурными группами, фонтанами (пример – палаццо Поли с фонтаном Треви).

Дворец Мафра, Португалия

Барокко, обожавшее детали, в отличие от Ренессанса не придавало им самостоятельного значения: каждый элемент подчинялся общему архитектурному замыслу. Ради живописности и динамичности, для того, чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, пришлось пожертвовать правилами ренессансной гармонии. Усложненные планы, пышные интерьеры с неожиданными пространственными и световыми эффектами, многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. Необычная деталь, характерная для барокко, – плафоны, живопись на плоском потолке, создающая иллюзию купола без верхушки. Живопись и скульптура изобилуют многоплановыми композициями религиозного, мифологического или аллегорического характера.

Украинское барокко

Несмотря на то, что европейская архитектура XVIIXVIII вв. объединена общим понятием «барокко», выглядит она совершенно по-разному: динамичная в Италии, серьезная во Франции, скромная в Восточной Украине. Самые знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).

Шенбрунн, Австрия

Самым известным представителем барокко в итальянской архитектуре был Карло Мадерна (1556–1629 гг.). Он отверг маньеризм и создал свой собственный стиль. Больше всего он прославился фасадом римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). На развитие итальянской барочной скульптуры наибольшее влияние оказал Лоренцо Бернини, чьи первые работы, выполненные в новом стиле, относятся приблизительно к 1620 г. Бернини был не только скульптором, но и архитектором. Он оформил площадь собора Св. Петра в Риме, создал множество интерьеров. Среди других известных архитекторов можно назвать Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после землетрясения 1693 г. появился новый стиль позднего барокко – сицилийское барокко.

Сицилийское барокко

Стиль барокко также получил распространение в Испании, Португалии, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Из Испании барокко попало в Латинскую Америку и, смешавшись с местными архитектурными традициями, трансформировалось в самый вычурный его вариант – ультрабарокко. В Германии наиболее известны дворцы в Сан-Суси. В Бельгии наиболее выдающимся барочным ансамблем считается Гранд-Плас в Брюсселе, а Антверпен знаменит домом Рубенса, построенным по его собственному проекту.

Гранд-Плас, Бельгия

Во Франции стиль барокко отличается строгостью. Исследователи иногда даже употребляют термин «барочный классицизм». Другое название французского гибрида – «большой стиль Людовика XIV». Именно при нем был построен знаменитый Версальский дворец. Этот ансамбль – крупнейший в Европе, с конца XVII в. Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему нет. При всей иррациональности барокко следует помнить, что XVII в. – это еще и век разума и Просвещения. 


Источник:
«Архитектурные стили», Згурская М. Н., Лавриненко Н. Е.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...