В ту эпоху одним из самых привычных объектов наблюдения были человеческие
трупы. Чума и войны порождали их сотнями и тысячами в самое короткое время. В
каждом городе на виселице болтались разлагающиеся тела преступников, к ним
постоянно добавляли свою лепту казни евреев, ведьм и еретиков. Большинство
хоронили, но не всех. Частью это делалось в наказание, а частью из небрежения,
особенно в малонаселенных местностях. Анатом Везалий мог уверенно заявить:
«Гуляя по окрестностям, в
поисках костей на проезжих дорогах, ибо туда обычно кладут тела казненных, я
наткнулся на высохший труп».
Везалий проводит публичное вскрытие, титульный лист его книги |
Трупы и скелеты постоянно появляются на рисунках с изображением Смерти. И
все же, несмотря на всю привычность картины, люди почти ничего не знали о
строении собственного тела. Так же мало, как о строении Солнечной системы.
Классический пример принципа «смотреть не видя»! Все полагались на труды
признанных авторитетов. Авторитетом в медицине и анатомии был Гален, греческий
врач, умерший в 199 году до н. э. Его опыты по вскрытию ограничивались
животными, но явные расхождения между его описаниями и наблюдаемыми фактами
объясняли тем, что тело человека изменилось за прошедшие столетия. Гален писал
о бедренной кости человека, что она изогнута, значит, бедренные кости людей
эпохи Возрождения выпрямились благодаря ношению узких облегающих штанов.
В 1543 году появилась работа «О строении человеческого тела», которая заложила основы современной медицины и анатомии и стала вехой в истории книгопечатания. Ее автор Андреас Везалий был потомком трех поколений врачей и с юного возраста приобрел опыт вскрытия. Тщательно изучая Галена, он был поражен ошибками, которые другие старались не замечать. Исполненный самоуверенности, граничащей с наглостью, он решил исправить учителя. Его собственный труд увидел свет, когда ему было всего двадцать семь лет. То была превосходная работа, проиллюстрированная 277 великолепными гравюрами на дереве, почти произведениями искусства.
В 1543 году появилась работа «О строении человеческого тела», которая заложила основы современной медицины и анатомии и стала вехой в истории книгопечатания. Ее автор Андреас Везалий был потомком трех поколений врачей и с юного возраста приобрел опыт вскрытия. Тщательно изучая Галена, он был поражен ошибками, которые другие старались не замечать. Исполненный самоуверенности, граничащей с наглостью, он решил исправить учителя. Его собственный труд увидел свет, когда ему было всего двадцать семь лет. То была превосходная работа, проиллюстрированная 277 великолепными гравюрами на дереве, почти произведениями искусства.
А. Везалий |
Ходили слухи, что некоторые из этих гравюр вышли из мастерской самого
Тициана. Они сыграли свою роль в наглядности анатомических описаний, но
художники дополняли каждую иллюстрацию прелестными не относящимися к делу
деталями, стараясь создать живой фон, смягчить и очеловечить изображение.
Фронтиспис книги стал знаменитой картиной, так как показал самого Везалия,
красивого темноволосого молодого человека, который читает лекцию группе
студентов. Его лицо обращено к читателю, левая рука крепко держит
полурассеченную человеческую руку
У Везалия были ошибки, но он показал истинное расположение кровеносных сосудов и строение сердца, хотя и не понял системы кровообращения. Тем не менее он перекинул мост между древней и современной анатомией, снабдил путеводителем новое поколение хирургов, пришедших ему на смену.
У Везалия были ошибки, но он показал истинное расположение кровеносных сосудов и строение сердца, хотя и не понял системы кровообращения. Тем не менее он перекинул мост между древней и современной анатомией, снабдил путеводителем новое поколение хирургов, пришедших ему на смену.
Источник:
«Эпоха Возрождения. Быт, религия,
культура», Э. Чемберлин
Комментариев нет:
Отправить комментарий