Ампир (от фр. empire – империя)
возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Еще одно
название ампира – неоримский стиль. Наполеон мечтал о славе римских
императоров, и если классицизм ориентировался на демократические Афины Перикла,
то художники Французской империи использовали формы искусства Древнего Рима.
Поэтому светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и
демократическую строгость стиля Директории сменил парадный пафос «стиля Первой
империи».
И все же холодный, жесткий и
помпезный ампир был отчасти романтичен, как и сам император. Наполеон был в
восторге от «эпоса Оссиана», и картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1800 г.),
исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, имела шумный успех в
Париже.
После египетского похода
Наполеона (1798–1799 гг.) в Париже появилась мода на египетское. В 1802—1803 гг. были
изданы двадцать четыре тома «Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту» с
гравюрами по рисункам барона Д.-В. Денона. В 1809—1829 гг. вышло
«Описание Египта» Ф. Жомара, тоже иллюстрированное рисунками Денона.
Эти иллюстрации вместе с
«образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали пособием для декораторов,
орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Однако основными
декоративными мотивами ампира были все те же атрибуты римской военной истории:
легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров.
Родоначальником нового стиля
принято считать живописца Ж.-Л. Давида. Этот художник накануне революции
прославил героические эпизоды из истории Рима в картинах «Клятва Горациев» (1784 г.) и «Брут»
(1789 г.). Работая над картинами, Давид заказал мебельщику Ж. Жакобу предметы
обстановки, срисованные им с ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи.
Давид разрабатывал эскизы
мебели, оформления интерьера и стал даже диктовать моду в одежде. Так, в 1800 г. он
написал портрет красавицы мадам Рекамье в античной тунике. Кушетка, на которой
лежала мадам Рекамье, а также торшер у изголовья были выполнены в древнеримской
манере. Стиль «рекамье» вскоре стал очень популярным. Спальня императрицы
Жозефины во дворце Мальмезон походила на палатку римского воина.
Придворными архитекторами
Наполеона стали Ш. Персье и П. Фонтен, получившие образование в Риме. Именно
они оформили интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон,
Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в
Париже, наподобие древнеримских (1806–1808 гг.). В 1806–1836 гг. еще одна
Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Вершину Вандомской
колонны украсила статуя Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге (скульптор
А.-Д. Шодэ).
В 1812 г. Персье и
Фонтен издали «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов
обстановки». В комментариях они писали о том, что римский стиль можно сочетать
с иными, любыми, которые придутся по вкусу. Ампир без проблем переварил
сочетание римских и египетских мотивов. Красное дерево соседствовало не только
с золоченой бронзой, но и с бронзой матово-черной (патинированной), которая
имитировала традиционный для Египта базальт. В особняке пасынка Наполеона, принца
Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, построенном в 1804–1806 гг.,
интерьеры оформлены в самых разных стилях: здесь можно увидеть египетские,
римские и даже турецкие мотивы (знаменитый Турецкий будуар).
Если для классицизма типичными
были мягкие и сложные красочные гармонии, то ампир оперирует яркими красками –
красной, синей, белой (это цвета наполеоновского флага). Стены обивали ярким
шелком, в орнаментах преобладали круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых
ветвей, звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или
зеленом фоне.
Несмотря на эклектичность и
готовность наследовать декор иных эпох, ампир не распространился по всему миру.
Зато, казалось бы, излишне строгий классицизм прижился в Голландии (архитекторы
Я. ван Кампен, П. Пост), в архитектуре Англии (К. Рен), Италии (Пьемарини),
Испании (де Вильянуэва), США (Джефферсон). Здания в этом стиле мы можем увидеть
повсюду – в Восточной Европе, в Латинской Америке, в Скандинавии.
А вот ампир остался
«наполеоновским» стилем, и несмотря на то, что насаждался в завоеванных
странах, развитие получил только в России – лишь победители приняли его
добровольно. Еще до войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен посылали
российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного,
что строилось в Париже». Русская аристократия подражала французской моде.
В 1814 г. русский
император встретился с П. Фонтеном в Париже и получил альбомы с проектами
оформления интерьеров и мебели. Эти рисунки способствовали появлению так называемого
«русского ампира». Его корифеем считается К. Росси. Именно благодаря ему на
русской почве ампир приобрел мягкость и пластичность.
В Англии ампир не получил
распространения, но «английским ампиром» иногда условно называют стиль Георга IV (1820–1830 гг.), а
«вторым английским ампиром» – стиль викторианской эпохи 1830—1890-х годов.
Источник:
«Архитектурные стили», Згурская М. П., Лавриненко
Н. Е.
Комментариев нет:
Отправить комментарий