Зачатки классицизма проявились
уже в итальянском искусстве второй половины XVI в. в творчестве
Виньолы, Палладио, Серлио и Беллори. Однако целостной системой он стал только
во Франции XVII в. К XVIII в. он уже доминировал во всей Европе. Немецкий интеллектуал Иоганн
Иоахим Винкельманн в 1755 г. утверждал, что современная ему культура имеет
только один путь развития – следовать античным образцам и идеям. Этот поворот
назад воспринимался тогдашним кругом интеллектуалов как обновление, благодаря
вере в силу разума.
Рациональная античность
противостояла хаосу барокко, его многоликости, изменчивости и
непредсказуемости. Классицизм базируется на принципах меры и гармонии. В то же
время барокко и классицизм роднит идея противостояния природы и человека,
индивида и социума. Но беззащитность человека перед реальным миром (вспомним
слова Паскаля: «человек – это мыслящий тростник») в классицизме воплотилась
иначе. Новая архитектура символизировала не только порядок, но и мощь
государства. Отчасти она успокаивала, отчасти подавляла. От ее безукоризненных
форм веяло холодом, и не случайно классицизм был столь любим тиранами –
Наполеоном, Гитлером, Сталиным.
Бранденбургские ворота, Германия |
В современной науке принято
выделять классицизм XVII в., классицизм XVIII и классицизм XIX века
(неоклассицизм). Основоположником классицизма
считается французский художник Никола Пуссен. Во французской архитектуре
классицизм связан с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений
постройками Ф. Мансара.
Среди образцов зрелого
классицизма в архитектуре этого века – восточный фасад Лувра (К. Перро),
творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. В связи с этими мастерами мы можем говорить о
чистоте стиля, позже французский классицизм вбирает в себя элементы архитектуры
барокко и становится гибридом.
В эпоху классицизма появляются
новые города, парки, курорты. Их характерные черты – логичность планировки,
геометричность форм и объемов. Основой архитектуры классицизма становится
ордер, близкий к античным образцам. Архитектура, скульптура и живопись эпохи
классицизма исповедуют ясность, четкую разграниченность планов, сглаженность
форм. В живописи полотно предстает как сцена, на которой разворачивается
действие.
Поскольку эстетика классицизма
основана на идеях рационализма, близких к воззрениям Декарта, она превозносит
разум и логику. С точки зрения классицизма, ценно только то, что неподвластно
времени. Эмоции должны подчиняться разуму, каприз – чувству долга. В
классицизме существует четкая иерархия жанров.
Чувственные жанры: натюрморт,
портрет, пейзаж – относятся к «низким», так же как комедия, сатира или же
басня. «Высокие» жанры – ода, трагедия, эпопея в литературе, эпические полотна
в живописи – неминуемо должны обращаться к мифологии, истории, религии.
Классицистская доктрина оформилась благодаря французским королевским академиям
в Париже – живописи (основана в 1648 г.) и архитектуры (основана в 1667 г.).
В середине XVIII в. классицизм под влиянием эстетики Просвещения несколько изменился. В моде был Руссо с его концепцией «естественного человека». Новая архитектура требовала, чтобы ордерные элементы композиции были конструктивно оправданы, а в интерьере нуждалась в гибкой планировке комфортабельного жилища. Идеальным окружением дома стала пейзажная среда «английского» парка. Если «французский» парк прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчеркивал контроль человека над природой, то английский утверждал наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.
Церковь Святой Женевьевы, Франция |
В середине XVIII в. классицизм под влиянием эстетики Просвещения несколько изменился. В моде был Руссо с его концепцией «естественного человека». Новая архитектура требовала, чтобы ордерные элементы композиции были конструктивно оправданы, а в интерьере нуждалась в гибкой планировке комфортабельного жилища. Идеальным окружением дома стала пейзажная среда «английского» парка. Если «французский» парк прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчеркивал контроль человека над природой, то английский утверждал наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.
В архитектуре появились новые
типы зданий: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая
городская площадь. Накануне Великой французской революции (1789–1794 гг.)
архитектура продемонстрировала стремление к суровой простоте. Смелые поиски
геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж.
Леке) стали отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира.
Источник:
«Архитектурные стили», Згурская М. П., Лавриненко
Н. Е.
Комментариев нет:
Отправить комментарий