Центрами Контрреформации
в 40-е годы XVI в. стали Италия и
Испания. Католицизм восстановил свои позиции в южных странах Европы, в Южной
Германии, в Южных Нидерландах, на Севере же утвердилась новая вера. Если в
Германии Реформация объединила широкие общественные слои, включая (особенно на
первых порах) и представителей гуманистического течения, и народные низы, то в
Италии такого соединения не произошло.
Ученые, гуманисты,
деятели культуры до поры до времени пользовались широким покровительством пап.
В образованных кругах духовенства высказывались идеи обновления Церкви, но в
рамках католического учения, сохранявшего господство и над умами народной
массы. Это господство поддерживали нищенствующие ордена и народные
проповедники, странствовавшие по Италии.
Влияние германской
Реформации, не имевшее здесь национальной почвы, было подхвачено одиночками,
иногда небольшими группами образованных людей из высшего круга. Но в первые
годы Реформы папы не видели в этом большой угрозы. Только успехи протестантизма
в 20-30-е годы XVI в., прежде всего вне
Италии, заставили их обратиться к решительным мерам и приложить усилия по
сплочению всех католических сил. В 1542 г. в Италии под именем Священной
канцелярии был восстановлен церковный суд инквизиции, учрежденный в XIII в. и активно действовавший в Испании.
В пику протестантизму,
отрицавшему монашество, возникли новые монашеские ордена — театинцы, капуцины,
иезуиты. Последние сыграли особую роль в контрреформационном движении.
Иезуиты |
Деятельность новых
орденов была направлена на то, чтобы пробудить в народе искреннее религиозное
чувство, как это происходило в странах, затронутых Реформацией. Отчасти, как и
там, это достигалось средствами религиозного просвещения, распространением
элементарного и элитного образования под контролем Церкви, разработкой
специальных программ для чтения и воспитания паствы.
Но главный упор в
католицизме был сделан на средства внешней и художественной пропаганды,
обращавшейся непосредственно к чувствам верующих, для этого использовались все
достижения нового эффектного, драматично-театрального и пышного стиля барокко с
его грандиозной архитектурой, впечатляющей живописью, органной музыкой,
сопровождающей богослужение, богатыми праздничными шествиями.
Поощрялся культ святых,
в протестантизме отвергнутый, почитание мощей и реликвий. На научном уровне в
противовес протестантам, использовавшим историю для критики Рима,
образовывались целые монашеские конгрегации для исследования и публикации
исторических документов, в том числе серии «Жития святых» и сочинений Отцов
церкви. Для организации миссионерской деятельности, достигшей невиданного
размаха в связи с открытием и завоеванием новых земель, в 1568 г. была основана
специальная конгрегация кардиналов, получившая название «Пропаганды веры».
Важнейшим событием
Контрреформы был Тридентский церковный собор, получивший название по имени г.
Тренто на севере Италии. Он собирался с перерывами с 1545 по 1563 г. Собор
должен был обновить и укрепить единство Церкви перед лицом распространяющегося
протестантизма.
Тридентский собор |
Первоначально, благодаря наличию среди католических прелатов более мягкой партии и настроениям императора и князей, оставалась надежда на примирение с протестантами, но в конечном счете вследствие преобладания среди членов собора итальянцев, влияния иезуитов и пап, опасавшихся за свое положение, все нововведения были отвергнуты, догматы и обрядность католицизма сохранены, власть папы укрепилась.
Собор подтвердил роль
Священного предания наряду с Писанием. Строгие меры принимались для очищения
Церкви, в частности был запрещен сбор платы за индульгенции, превратившийся в
разновидность торговли и послуживший одним из поводов для начала Реформации.
Смягчить церковное наказание теперь имел право только епископ с учетом
бескорыстных пожертвований и раскаяния верующего.
Игнатий де Лойола |
Был принят Индекс
запрещенных книг, куда входили многие классические произведения и, между прочим,
даже издания Библии, не одобренные Римом или в переводах на национальные языки.
Стоит отметить, что внутри самой Церкви и среди кардиналов имелись и противники
излишне жестких идеологических запретов, делавшие ставку на убеждение, на
внутреннее очищение верующего, на личные примеры благочестия, которые подавали
новые святые — Игнатий Лойола, Франциск Сальский, Тереза Авильская, кардинал
Карло Борромео. Однако радикальное течение, не склонное к каким-либо
послаблениям, все же преобладало.
Политическая роль Рима в
эпоху Контрреформации заметно ослабла, но идеологически его позиции укрепились.
С точки зрения духовной атмосферы столетие борьбы контрреформационного движения
с Реформой стало временем нетерпимости, «охоты на ведьм», гонений на свободную
науку.
Однако как раз XVI — начало XVII в. принесли ряд открытий, подготовленных в том числе и идеями Возрождения.
Гуманисты подорвали веру в авторитеты, в том числе в авторитет привычного,
обратились к естественнонаучным взглядам античности, внесли в общество дух
любознательности и культ истины.
Источник:
«Мир в раннее Новое время», под ред. Чубарьяна А.
О.
Комментариев нет:
Отправить комментарий