вторник, 11 августа 2020 г.

Контрреформация в Западной Европе


Центрами Контрреформации в 40-е годы XVI в. стали Италия и Испания. Католицизм восстановил свои позиции в южных странах Европы, в Южной Германии, в Южных Нидерландах, на Севере же утвердилась новая вера. Если в Германии Реформация объединила широкие общественные слои, включая (особенно на первых порах) и представителей гуманистического течения, и народные низы, то в Италии такого соединения не произошло.



Ученые, гуманисты, деятели культуры до поры до времени пользовались широким покровительством пап. В образованных кругах духовенства высказывались идеи обновления Церкви, но в рамках католического учения, сохранявшего господство и над умами народной массы. Это господство поддерживали нищенствующие ордена и народные проповедники, странствовавшие по Италии.

Влияние германской Реформации, не имевшее здесь национальной почвы, было подхвачено одиночками, иногда небольшими группами образованных людей из высшего круга. Но в первые годы Реформы папы не видели в этом большой угрозы. Только успехи протестантизма в 20-30-е годы XVI в., прежде всего вне Италии, заставили их обратиться к решительным мерам и приложить усилия по сплочению всех католических сил. В 1542 г. в Италии под именем Священной канцелярии был восстановлен церковный суд инквизиции, учрежденный в XIII в. и активно действовавший в Испании.

В пику протестантизму, отрицавшему монашество, возникли новые монашеские ордена — театинцы, капуцины, иезуиты. Последние сыграли особую роль в контрреформационном движении.

Иезуиты
Иезуиты

Деятельность новых орденов была направлена на то, чтобы пробудить в народе искреннее религиозное чувство, как это происходило в странах, затронутых Реформацией. Отчасти, как и там, это достигалось средствами религиозного просвещения, распространением элементарного и элитного образования под контролем Церкви, разработкой специальных программ для чтения и воспитания паствы.

Но главный упор в католицизме был сделан на средства внешней и художественной пропаганды, обращавшейся непосредственно к чувствам верующих, для этого использовались все достижения нового эффектного, драматично-театрального и пышного стиля барокко с его грандиозной архитектурой, впечатляющей живописью, органной музыкой, сопровождающей богослужение, богатыми праздничными шествиями.

Монах капуцин

Поощрялся культ святых, в протестантизме отвергнутый, почитание мощей и реликвий. На научном уровне в противовес протестантам, использовавшим историю для критики Рима, образовывались целые монашеские конгрегации для исследования и публикации исторических документов, в том числе серии «Жития святых» и сочинений Отцов церкви. Для организации миссионерской деятельности, достигшей невиданного размаха в связи с открытием и завоеванием новых земель, в 1568 г. была основана специальная конгрегация кардиналов, получившая название «Пропаганды веры».

Важнейшим событием Контрреформы был Тридентский церковный собор, получивший название по имени г. Тренто на севере Италии. Он собирался с перерывами с 1545 по 1563 г. Собор должен был обновить и укрепить единство Церкви перед лицом распространяющегося протестантизма.

Тридентский собор

Первоначально, благодаря наличию среди католических прелатов более мягкой партии и настроениям императора и князей, оставалась надежда на примирение с протестантами, но в конечном счете вследствие преобладания среди членов собора итальянцев, влияния иезуитов и пап, опасавшихся за свое положение, все нововведения были отвергнуты, догматы и обрядность католицизма сохранены, власть папы укрепилась.

Собор подтвердил роль Священного предания наряду с Писанием. Строгие меры принимались для очищения Церкви, в частности был запрещен сбор платы за индульгенции, превратившийся в разновидность торговли и послуживший одним из поводов для начала Реформации. Смягчить церковное наказание теперь имел право только епископ с учетом бескорыстных пожертвований и раскаяния верующего.

Игнатий де Лойола

Был принят Индекс запрещенных книг, куда входили многие классические произведения и, между прочим, даже издания Библии, не одобренные Римом или в переводах на национальные языки. Стоит отметить, что внутри самой Церкви и среди кардиналов имелись и противники излишне жестких идеологических запретов, делавшие ставку на убеждение, на внутреннее очищение верующего, на личные примеры благочестия, которые подавали новые святые — Игнатий Лойола, Франциск Сальский, Тереза Авильская, кардинал Карло Борромео. Однако радикальное течение, не склонное к каким-либо послаблениям, все же преобладало.

Политическая роль Рима в эпоху Контрреформации заметно ослабла, но идеологически его позиции укрепились. С точки зрения духовной атмосферы столетие борьбы контрреформационного движения с Реформой стало временем нетерпимости, «охоты на ведьм», гонений на свободную науку.

Однако как раз XVI — начало XVII в. принесли ряд открытий, подготовленных в том числе и идеями Возрождения. Гуманисты подорвали веру в авторитеты, в том числе в авторитет привычного, обратились к естественнонаучным взглядам античности, внесли в общество дух любознательности и культ истины.




Источник:
«Мир в раннее Новое время», под ред. Чубарьяна А. О.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...