Понятие рыцарства
олицетворялось в образе элитного воина Средневековья. Это всадник в доспехах —
отважный, милосердный и верный своему сеньору, который готов отдать жизнь,
защищая свою веру, детей и женщин (особенно красивых!). В действительности,
если речь идет о наличии рыцарских качеств, то под этим следует понимать
великодушие и благородство характера.
Стереотипный образ
рыцаря полон изъянов. Несомненно, встречались и благородные рыцари, однако
жизнь у них была отнюдь не сладкой, потому что их окружали гораздо более грубые
и толстокожие товарищи. Огромные денежные и временные затраты, дорогие доспехи
и оружие, прочая экипировка — все эти ресурсы вкладывались в рыцарей не для
того, чтобы они становились эдакими утонченными и преданными служаками, а чтобы
превратить их в безжалостные машины для убийства.
Их обучали не только с
целью сделать сильными и отважными, но и для того, чтобы привить расчет и
проницательность, научить тактике, стратегии, дипломатии, умению организовать
надежный тыл; рыцарям предстояло постигнуть все вопросы эффективного ведения
войны. В течение определенного периода времени они проходили самое настоящее
профессиональное обучение — точно так же, как проходят подготовку офицеры в
современных армиях.
Из воинских кодексов
рыцарство выросло в оригинальное культурное явление, получившее отражение в
искусстве, архитектуре, песнях трубадуров, религии и литературе. Из этих
источников мы знакомимся с обрядом посвящения в рыцари на поле брани и более
изощренными церемониалами, пропитанными религиозно-мистическим подтекстом.
Жоффруа де Шарни, знаменитый рыцарь, погибший в битве при Пуатье в 1356 году,
описывает этот процесс в своей «Книге рыцарства».
Сначала посвящаемый
должен исповедоваться и раскаяться в содеянных грехах. За день до самой церемонии
он принимает ванну, символизирующую смывание с тела грехов и следов распутной
жизни, а затем ложится в постель на свежевыстиранную простыню, которая
символизирует мир и согласие с Богом. К нему приходят другие рыцари, чтобы
помочь облачиться в новую, чистую одежду, которая подобает теперь его
непорочной чистоте. Его облачают в красную тунику, символизирующую собой кровь,
которую новичок должен пролить ради защиты веры в Господа и Святой Церкви.
Затем посвящаемый
надевает черные башмаки (напоминающие о том, что, как он явился на свет из
земли, так в землю и уйдет) — символ готовности
умереть в любое мгновение. И, наконец, будущий рыцарь надевает белый пояс,
чтобы показать всем, что он окутан чистотой и безгрешностью. Когда все эти
ступени пройдены, рыцари ведут его в часовню для всенощного бдения. Наутро он
слышит звуки мессы, и к ногам его кладут золотые шпоры, чтобы показать, что он
более не нуждается в этом самом драгоценном из металлов. Церемония завершается
подношением меча и братскими поцелуями товарищей-рыцарей.
Посвящение в рыцари |
Прежде чем обряды
очищения и украшения позволили рыцарству создать видимость цивилизованного
ведения войны в конце XI века, сражения, битвы и
поединки представляли собой гораздо более кровавые зрелища. Разбойные нападения
викингов привели к горячим дебатам относительно степени совершаемой жестокости.
«Кровавый орел» —
оспариваемая многими и подвергаемая сомнению легендарная казнь времен викингов
состояла якобы в том, что на спине осужденного рассекали ребра, разводили их в
стороны наподобие крыльев, после чего вырывали легкие.
Но в Европе изуверство
было не внове. В VII века жестокой казни не
избежала даже 79-летняя Брунгильда (дочь вестготского короля Атанагильда,
супруга австразийского короля Сигеберта I) — ее тело разорвали на части дикие лошади. В
дорыцарский период политические пленники, схваченные на поле брани или в любом
другом месте, вполне могли ожидать смерти от своих захватчиков, будь то
язычники-викинги или «благородные» христиане.
Обвинения в варварстве
викингов, естественно, исходили от беспомощных служителей религии, а также от
разочарованных властей, которые оказывались не в силах вовремя выследить
морских разбойников либо настигнуть их, чтобы воздать должное за их злодеяния.
Рыцарству, по-видимому,
предстояло, создать новый «сборник должностных инструкций» в христианских
войнах Европы в эпоху Позднего Средневековья. Рыцарство совместно с
Церковью действительно сыграло определенную роль в окончании войн: многих
пленников щадили, чтобы сделать из них рабов.
Прежде чем рыцарство
получило всеобщее распространение, уровень смертности в сражениях был намного
выше (позднее он тоже увеличился). Так в начале XI века граф Ухтред приказал отрубленные головы шотландских воинов,
поверженных в битве, вымыть и причесать, а потом насадить на колья. Каждая из
женщин, которым было дано такое поручение, получила в награду по корове. В
подобных войнах по всей Европе, согласно общему негласному правилу, убивали
всех мужчин, способных держать оружие, а остальных, в том числе женщин и детей,
обращали в рабство.
Рыцарские обычаи
развивались бок о бок с непрекращающимися эпизодами зверств и насилия. Иногда
викинги требовали за освобождение своих пленников выкуп, и в то же время
подвергали безжалостной резне целые общины. Во время осады Парижа в 886 году
группа франков сдалась осадившим город викингам, ожидая со временем выкупить
свою свободу, однако их просто перебили, как и целый гарнизон Сен-Лo несколькими годами позднее (в 890 г.), несмотря на все заверения викингов в
обратном.
Побежденным викингам
тоже никто особой милости не оказывал. В 1066 г., всего за несколько недель до своей гибели в битве при Гастингсе,
Гарольд Английский нанес сокрушительное поражение викингам Харальда Хардраде
(Сурового) в знаменитой битве при Стамфорд-Бридже, при этом почти все норвежцы
были истреблены. Согласно англосаксонским хроникам, они приплыли в Англию на
трехстах дракарах, а в обратный путь отправились лишь двадцать четыре.
Некоторым сдерживающим
фактором для войн между христианами стало осуждение Церковью рабства и
утверждение рыцарства в Европе, особенно во Франции. Зачатки рыцарских кодексов
здесь можно различить уже в середине IX века.
Источник:
«Узаконенная жестокость: правда о средневековой
войне», Ш. Макглин
Комментариев нет:
Отправить комментарий