Начиналось обучение с грамматики и шло в двух направлениях: во-первых, классики Античности, во-вторых, Библия и труды Отцов Церкви. Классики изучались в строгом подборе, считавшимся обязательным в то время: Вергилий, Овидий, Гораций, а из прозаиков — Цицерон, Квинтилиан, Саллюстий, Корнелий Непот.
Второй путь вел к Библии и к Отцам Церкви. Положение Библии было исключительным. Она была наиболее доступна всем. Это настоящая энциклопедия. Здесь можно найти ответ на все вопросы, волнующие средневекового человека. Идет ли дело о борьбе вассала с сеньором, поднимается ли какой-нибудь правовой, экономический, политический, идеологический вопрос — на все дает ответ Библия, не говоря уже, конечно, о вопросах богословских. Цитата из Священного Писания — это первоклассный аргумент, имеющий силу закона. Библия являлась также книгой гадательной, утешительной, служила для духовного просвещения.
Итак, средневековый человек, хотя и мог писать, подражая древнему римлянину Вергилию, но духом Вергилия не проникался. Как пчела прилежно собирает пыльцу с цветов, чтобы претворить ее в мед, так и средневековый человек собирал цитаты, чтобы из набора их создать сочинение. Он так проникался цитатами, что часто приводил их невольно, поэтому собственного стиля у средневековых писателей не было, был только стиль Библии.
Подражание, однако, идет еще дальше — мы видим влияние Библии на само содержание произведения. Например, автор описывает какое-нибудь событие, очевидцем которого он был, и вдруг он вспоминает библейскую аналогию и дальше уже начинает писать словами Священного Писания.
То, что мы называем плагиатом, средневековому человеку казалось вполне возможным. Ведь подразумевалось, что созидается единая наука, к примеру, пишется единая история человечества, и поэтому не важно, кто что сказал. Недаром хронисты совершенно спокойно брались за написание продолжений чужих хроник. По этой же причине средневековый книжник оказывался нечувствительным и к анахронизмам. Для него это было отражением традиции.
За грамматикой в школе следовало изучение риторики. В древности — это искусство красноречия, умение правильно и красиво излагать мысли вслух, а в средневековой Западной Европе — это своего рода обучение письмоводству. Риторика — это обучение правилам того, как в образцовом виде составлять письма, грамоты, прошения и вообще акты делового и правового характера. Тут же читали и разбирали сборники духовных законов и другие правовые источники.
Далее наступал черед овладеть диалектикой, то есть логикой, которая, начиная с XII в., все более выступала на первый план. Изучали логику Аристотеля, но делали это не в подлиннике, а в извлечениях. С подлинниками Аристотеля западных ученых познакомили арабы. Авторитет древнего грека, которого величали не иначе как Учитель, постепенно вытеснил других авторов.
К XIV в. сочинения Аристотеля безгранично господствовали уже не только в диалектике, но и во всех прочих предметах. Наибольшей популярностью пользовались такие его труды, как «Органон», «Физики», «Метафизика», «О возникновении и уничтожении», «Этика», «Метереология» и некоторые другие. Как бы то ни было, именно диалектика сохраняла по настоящему образовательный характер и имела в виду прежде всего развитие мыслительных способностей учащихся.
Источник:
"История
культуры Европы. Средние века", Сорочан С. Б.
Комментариев нет:
Отправить комментарий