среда, 4 ноября 2020 г.

Вклад Лопе де Вега в развитие испанского театра

Современники и почитатели таланта великого испанского драматурга и поэта Лопе де Веги дали ему множество пышных эпитетов. Два из них — «феникс гениев» и «чудо природы» — дал ему один из его наиболее яростных противников на литературном поприще Мигель де Сервантес. Иногда в книгах о Лопе де Веге его даже не называют по имени, а просто пишут «чудо природы».

Лопе де Вега

Лопе родился в 1562 году, умер в 1635-м, расцвет жизни приходится как раз на рубеж XVIXVII веков — время расцвета испанского золотого века. Юность его приходится на начало Испанской империи, а старость — на время ее заката. У многих исследователей его творчества создается впечатление, что все треволнения своей эпохи он прожил и прочувствовал на собственном опыте.

С точки внешних событий его жизнь кажется удивительно насыщенной, а главное, удивительно переменчивой: два брака, множество подруг и возлюбленных, перемены мест, дуэли, изгнания, почетные ссылки, служба в Толедо секретарем герцога Альбы, дружба с герцогом Сессой, участие, хотя и кратковременное, в военных эскападах империи.

Вместе с тем создается ощущение, что Лопе де Вега немного сам помогал выращивать миф о самом себе — миф о страстном и жизнелюбивом гении, спонтанном таланте, плодовитом, ярком, способном на невероятные достижения. Он говорил, что пишет пьесу в 24 часа и является поэтом, обладавшим невероятной народной любовью.

Кадр из фильма "Лопе де Вега: распутник и соблазнитель"

Все эти рассказы о самом себе можно вычитать из огромного количества его произведений — как художественных романов, так и вполне автобиографических, как знаменитый роман «Доротея». Пожалуй, единственное место, где их нельзя найти, — это его театральные произведения.

Притом, что это главное, чему он посвятил жизнь. Театром он занимается всю свою жизнь, начиная с юношеских лет, проведенных в столице тогдашней театральной Испании Валенсии.

В Валенсию Лопе де Вегу привели личные обстоятельства: очередная любовная интрижка заканчивается дуэлями, скабрезными стишками, оскорблением, и Лопе вынужден бежать не первый и не последний раз. Оказавшись в Валенсии, он знакомится с целым кругом драматургов, которые вовлекают его не просто в театральную жизнь, но в круг размышлений о том, каким должно быть театральное искусство.

Театр эпохи барокко

В 1595 году он вернется в Мадрид зрелым человеком и драматургом. В 1600-е годы много работает над тем, чтобы реформировать испанский театр. Лопе настаивает на том, чтобы порвать со всеми традиционными правилами театрального искусства. Он ищет и находит новую структуру, для того чтобы вместить содержание любого рода, и ориентируется не на нормы и правила древнего искусства, которые сформулированы в трактатах Аристотеля и Горация.

Для Лопе де Веги определяющим мерилом оказывается вкус зрителя, вкус толпы, которая приходит в испанский театр. Театр этого времени действительно становится повальным увлечением и местом, где сходится публика абсолютно всех социальных слоев.

В Мадриде и по всей Испании возникают театры корралес (словом corrales раньше называли небольшой дворик, огороженный с четырех сторон домами). Теперь они становятся местом импровизированного театрального помещения, где прилежащие дома, их балкончики и ложи составляют балконы и ложи, а пустое пространство между ними, то есть партер, заполняет самая малоимущая публика.

Театр корралес

На галерке рассаживаются студенты и клирики. Для дам отдельная ложа напротив сцены, потому что они не могли сидеть в общем зале. Это место, где свистят, кричат, бросают апельсины, раздается треск трещоток и где публика очень ярко выражает все свои эмоции. Именно на эту публику ориентируется Лопе.

Его герои разговаривают чрезвычайно изысканным языком неоплатонических трактатов. Вообще, Лопе де Вега не только первый драматург Испании, а он первый поэт Испании. Поэтому его пьесы — это всегда шедевры, и прежде всего поэтического искусства. Так или иначе, требуя забыть все правила, Лопе де Вега создает жанр, где в отличие от классицистических правильных трагедий и комедий, все держится на смешении: смешивается высокое и низкое, аристократические персонажи и слуги, комическое и трагическое.

Его пьеса состоит из трех действий и может включать в себя абсолютно любое содержание, будь то комедия плаща и шпаги, драматизированные жития святых или придворная мифологическая пьеса. В пьесе Лопе де Веги ограниченный набор действующих лиц: дама, галант, старик, слуги, которые помогают влюбленным. И есть особый персонаж, который чаще всего закручивает интригу или помогает ее разрешить. Достаточно вспомнить Тристана из знаменитой «Собаки на сене».

В театральном наследии Лопе де Веги выделяют пьесы всех существующих на тот момент жанров. Однако разнообразие сюжетов никогда не нарушает единства эстетических и тематических принципов, которые исповедует автор. Пьесы Лопе де Веги всегда наполнены очень сложной и запутанной интригой и связаны с двумя основными темами театра золотого века — это темы любви и чести.

Написанные на рубеже веков, его пьесы в равной пропорции сочетают в себе ренессансную целостность и барочную парадоксальность и искусственность.

Поэтому так часто в пьесах Лопе, невзирая на все возвышенные смыслы, появляются мотивы маски, маскарада, игры, розыгрыша, обмана, которые характерны скорее для барочного искусства с его идеей театральности жизни, с идеей призрачности человеческого бытия.

Страница из рукописи Лопе де Вега

Что касается драм чести, то в них преобладает конфликт между честью внешней и достоинством отдельного человека. Конфликт этих двух ипостасей чести разрешить почти никогда не удается. Чаще всего в драмах чести главным вершителем судеб героев оказывается внешнее вмешательство. Так происходит, скажем, в «Фуэнте Овехуне», «Звезде Севильи», «Саламейском алькальде» — самых знаменитых драмах чести Лопе, когда король вынужден разрешить конфликт и тем самым гарантировать незыблемость устройства социума и его нравственно-этических постулатов.

Наверное, не существовало такого жанра, в котором бы Лопе де Вега не испробовал свои силы. Он писал любовную и духовную лирику, пасторальные и любовно-приключенческие романы, рыцарский эпос, создавал новеллы. Но всю свою жизнь он был занят театром. И именно талант драматурга ставит Лопе де Вегу в ряд великих его современников.

 

Источник:

«Лопе де Вега и создание испанского театра», И. Ершова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...