пятница, 26 февраля 2021 г.

Половцы: происхождение, быт, религия, военное дело

Слово «половцы» имеет русское происхождение и не являлось самоназванием этого народа. Средневековые авторы, писавшие на греческом и латинском языках, называли половцев куманами. Арабские и персидские географы и историки IXX вв. называли их кипчаками.

Половецкий воин

Половецкие орды в XI-XII веках

Первоначально половцы входили в Кимакский каганат с центром в Прииртышье и назывались кипчаками. В конце X — начале XI в. они двинулись на запад. Уже к середине XI в. они вышли к Днепру, а к началу 70-х годов XI в. освоили и степные просторы между Днепром и Дунаем.

Страсть к наживе толкала отдельных представителей половецкой верхушки к участию в войнах древнерусских князей друг с другом или же с западными соседями. За эту помощь они получали двойную цену: богатые дары от союзников и контрибуцию с побежденных. В этот период своей истории половцы находились на таборной стадии кочевания, характеризовавшейся постоянным передвижением их орд по степи.


Начало XII в. ознаменовалось значительными изменениями в жизни половцев. К этому времени все степное пространство было разделено между отдельными ордами, и каждая из них кочевала на вполне определенной территории.

По некоторым расчетам, в первой половине XII в. в восточноевропейских степях кочевало 12–15 орд, то есть общее количество половецкого населения равнялось примерно 500–600 тыс. человек. Если прибавить к этому многочисленные стада, можно себе представить масштабы половецких передвижений по степи.

Половцам, как и их предшественникам печенегам, не удалось создать хотя бы относительно единое кочевническое государство. Половецкие ханы в условиях языческого быта были не только главами орд и военачальниками, но также и жрецами.

 Быт и социальная организация

Половецкие женщины были не только хранительницами домашнего очага, но и выполняли всю основную работу, связанную с переработкой продукции животноводства. Умение их скакать на лошадях и управляться с луком говорит о том, что в минуты опасности они могли взять на себя и функции мужчин-воинов.

Женщины занимались коровами, овцами, козами, мужчины — конями и верблюдами. Все виды домашних ремесел находились в руках женщин, ремесел, связанных с обеспечением военного дела, — в руках мужчин. Основным типом половецкого жилища были войлочные юрты, которые устанавливались на телегах и на земле.

Петахий Регенсбургский, чешский раввин и путешественник, так писал о кулинарных предпочтениях этих кочевников: «Половцы живут в шатрах […] хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо, сваренные в молоке, а также молоко и сыр. Что касается мяса, то куски его … кладут под седло лошади, гонят ее до пота, и когда мясо согреется, они его так и едят».

Нет сомнения, что основным товаром, который регулярно поставляли половцы на черноморские рынки, были невольники, которых они уводили в степь при каждом удачном набеге на древнерусские княжества. За это они получали дорогие шелковые и парчовые ткани, вина, драгоценную посуду, византийские амфоры, ювелирные изделия.

Известно, что половцы имели пристрастие к богатым одеждам, которые пользовались большим спросом в королевских и императорских дворах Венгрии, Византии и других стран. Богатые княжеские одежды поступали в степь преимущественно в качестве подарков ханам при заключении мирных соглашений.

Основой половецкого общества был аил (аул) — самостоятельно кочевавшая большая семья, состоявшая из 2—3 поколений ближайших родственников, прислужников из числа разорившихся соплеменников и пленников-рабов.

Набег половцев на Древнерусское княжество

Организация набегов на Русь и более далеких походов на Византию и Болгарию требовала постоянных военных союзов ханов отдельных орд между собой. Таким образом, именно стремление к умножению своего воинского потенциала привело к образованию союзов орд — первых крупных степных объединений. Они фактически не имели никаких государственных учреждений.

Тем не менее хан, выбранный главой такого объединения на съезде аристократии, обладал большой властью. В основном эта власть заключалась в абсолютизации его права вести внешнюю политику союза: заключать мир, но главное, конечно, организовывать грабительские походы. Чем жестче вел свою линию хан, чем талантливее он был как политический деятель и полководец, тем сильнее была его власть над входившими в орды куренями и аилами.

Верования

Религия половцев была схожа с прочими кочевыми тюркскими народами. Верховным божеством их пантеона был Тенгри-хан, олицетворявший «Вечно синее небо», олицетворением Земли была богиня Умай. Более конкретными вопросами жизни и смерти ведали многочисленные добрые и злые духи, общение с которыми осуществляли шаманы.

Погребальный обряд был схож с прочими степными, но, похоже, обходился без человеческих жертвоприношений. Остатки коня — непременная находка при раскопках могилы мужчины-воина. И остальное, как положено: оружие, дорогие украшения, посуда и т. д. Над могилой насыпался курган, на кургане ставилась «каменная баба».

Половцы

Правда, насчет бабы — это заблуждение, не баба, а балбал — по-тюркски пращур, «дед-отец». На кургане, у этих статуй, проходило поклонение душам предков вообще, а не только душе этого конкретного погребенного. Если же изваяние, что редко, действительно женское, то это символизирует бессмертие души умершего, залог того, что он переродится и опять вернется в этот мир.

 Военное дело

Важным источником жизни для половцев были военные набеги на соседние оседлые государства. Можно сказать, что для них состояние войны было так же естественно, как и кочевание по степи. Половцы в совершенстве владели способом облавного нашествия.

Пикардийский рыцарь и хронист Четвертого крестового похода, Робер де Клари, отмечал, что половцы «передвигаются столь быстро, что за одну ночь и за один день покрывают путь в шесть или семь, или восемь дней перехода […] Когда они поворачивают обратно, вот тогда-то и захватывают добычу, угоняют людей в плен и вообще берут все, что могут добыть».


Умели половцы также форсировать большие реки, причем не только воинскими подразделениями, но и целыми ордами. По свидетельству упомянутого выше Петахия Регенсбургского, делали они это следующим образом: сшивали вместе по десять лошадиных растянутых шкур, обшивали их по краям одним ремнем и спускали на воду. Затем на этот своеобразный плот садились сами и ставили свои повозки. Концы шкур привязывали к хвостам лошадей, и те вплавь переправляли их на противоположный берег.

Согласно византийскому историку второй половины XII — начала XIII в., Никиты Хониата, плотами для половцев служили кожаные мешки, набитые соломой и зашитые так тщательно, что ни капли жидкости не могло просочиться внутрь. Половец садился верхом на этот мешок, привязывал его к конскому хвосту, сверху клал седло и оружие, затем, используя лошадь подобно лодке с парусом, переплывал реку.

Половец

Военное дело у половцев было поставлено примерно так же, как у печенегов, только, похоже, они им несколько уступали. Как и печенеги, половцы прекрасно владели конем и маневрировали. Тот же набор вооружения: лук, сабля, копье, дротики, аркан. Были у них и тяжелые самострелы и камнеметы, и даже «жидкий огонь» — то ли китайское заимствование, то ли раздобытый уже в Европе огонь «греческий».

Эти, а также некоторые другие приспособления помогали половцам штурмовать города. Защитой для простых воинов служили щит и одежда из овчинных шкур, овчинная же шапка. Знатные и кто побогаче имели кольчугу или пластинчатый панцирь.

Устрашающе воздействовал половецкий шлем: с шишаком, а главное, с «личиной» — закрывающей лицо стальной маской, с прорезами для глаз, рта и ноздрей и с застывшим бесстрастно-презрительным выражением. Вероятно, ее назначением было психологическое воздействие на противника с целью его устрашения.

Половецкий шлем с личиной

У них, как и у печенегов, была не только легкая кавалерия, но и тяжелая, и вот в ее применении печенегам половцы уступали — не было той подготовки, чтобы, атакуя клином, находящиеся на острие построения всадники могли пробить любую плотную вражескую массу.

Половцы использовали обычный степной набор уловок: внезапное нападение, фланговый охват, притворное бегство, заводящее в засаду или кончающееся внезапным поворотом и прицельным выстрелом из лука. Но, говоря по-современному, не на высоте было оперативное управление на поле боя. Ханы-полководцы умело направляли отряды своих воинов, вовремя посылали подкрепления.

Однако в непосредственном фронтальном столкновении воины вели себя или как прущая напролом орда, или как сражающиеся сами по себе удальцы-индивидуалисты. Не было умения действовать малыми подразделениями, слаженно и расторопно. Но это было недостатком большинства степных армий.


Источники: 

«Кочевые народы степей и Киевская Русь», Толочко П. П.

«Половцы», Плетнева С. А.

«Крым. Большой исторический путеводитель», Дельнов А. А.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...