Фридрих фон Шиллер принадлежал к семье, чьи предки, жившие более двухсот лет в Вюртембергском герцогстве, были виноделами и крестьянами. Отец его служил полковым фельдшером у вюртембергского герцога, мать происходила из семьи булочника.
Фридрих Шиллер |
Росший в религиозной атмосфере, будущий поэт мечтал стать священником, однако приказ герцога в 1773 г. определить его на обучение в военную академию изменил его судьбу. Именно здесь он, увлекшись поэзией штюрмеров и Ф. Клопштока, и под влиянием поэтической манеры последнего создает драму «Космус фон Медичи» и оду «Завоеватель», опубликованную в 1777 г. в журнале «Немецкие хроники».
В 1780 г. Фридрих завершает обучение в Академии и получает место полкового врача в г. Штутгарте. В 1781 г. он заканчивает драму «Разбойники», над которой работал во время пребывания в Академии, однако ни один штудгартский издатель не захотел печатать ее, а потому Шиллер публикует драму на собственные средства. Драма понравилась директору Мангсймского театра; в 1782 г. она была поставлена на сцене этого театра и имела оглушительный успех. Сюжет воспроизводил вполне реальные жизненные коллизии: в 1771 г. в Баварии на эшафот был отправлен Матиас Клостермейер, который собрал отряд мятежников, нападал на власть имущих, раздавая награбленное беднякам.
Иллюстрация к пьесе "Разбойники" |
Главный герой «Разбойников» - Карл Моор - студент, увлеченный жизнеописаниями великих мужей древности, мечтает превратить Германию в республику. Это первый шиллеровский герой-штюрмер, идеалист, грезящий об освобождении всего человечества, однако преданный братом и проклятый отцом, Карл становится предводителем отряда разбойников и вершит справедливость силою оружия, причем насилие вскоре опьяняет разбойников, а жестокость становится привычкой.
Уже в первой драме
«Разбойники» Шиллер уповает не на силу, а на моральное исправление общества. Чтобы
присутствовать на премьере драмы, Шиллер без разрешения выехал в Мангейм, за
что по возвращении был посажен под арест и получил предписание «не писать
ничего, кроме сочинений по медицине». Тогда Шиллер решается на побег, 22
сентября 1782 г. он покидает Вюртембергское герцогство, и с этого времени
начинаются его пятилетние скитания и борьба за читательское и театральное
признание."Заговор Фиеско в Генуе"
На несколько лет
Шиллер обосновался в Мангейме, где получает место заведующего литературной
частью в «Национальном театре». Вслед за «Разбойниками» Шиллер создает вторую
драму, но уже на историческом материале - «Заговор Фиеско в Генуе» (1782 г.) -
трагедия из времен позднего итальянского Ренессанса. Если в «Разбойниках» сам
Карл Моор был чист в помыслах и устремлениях, но сподвижники его ничего не стоили,
то в «Заговоре Фиеско в Генуе» вождь восстания далеко не безупречен: он
властолюбив, мечтает не о свободе для Генуи, а о месте дожа для себя, в этом и
заключается трагедия республики.
Следующая пьеса - «Коварство и любовь» (1783 г.) - вошла в историю мировой драматургии как «мещанская трагедия». До Шиллера в трагедиях действовали исключительно монархи и аристократы, третье сословие дозволялось изображать только в комедиях, однако в «Коварстве и любви» Шиллер доказал, что трагические коллизии возможны, а иногда неизбежны в жизни простого скромного человека - «мещанина».
История любви
Луизы Миллер, дочери простого музыканта, и сына президента, юного майора
Фердинанда фон Вальтера, вызывает негодование отца Фердинанда и вписывается
здесь в историю «коварства» - политических придворных интриг.
Любовь Луизы и
Фердинанда заведомо обречена, поскольку она подрывает основы устоявшегося
порядка, и молодые люди становятся жертвами интриг: не оценив до конца силу
коварства, Фердинанд, поверивший клевете, лишает жизни и свою возлюбленную, и
себя. Любовь оказывается бессильной против мира лжи, подлости и клеветы, в
котором естественные права личности узурпируются.
Одновременно с
драматургией Шиллер посвящает себя поэзии, причем в его стихах мысль всегда
преобладает над чувством; размышляя над различными явлениями жизни, поэт
черпает аргументы в античной мифологии или ренессансном искусстве. В основе
большинства шиллеровских стихотворений лежит свойственный поэту принципиальный
оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны
сродниться друг с другом («Ода к радости»).
В 1785 г. из-за финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переехал в Дрезден, где, не имея постоянного дома, жил у друзей. Несмотря на непростые условия, драматург активно работал: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести», 1786 г., «Игра судьбы», 1789 г.), завершает «Философские письма», пишет драматическую поэму «Дон Карлос, инфант испанский» (1787 г.).
В произведениях
дрезденского периода наметился отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии.
Переворот в мировоззрении поэта произошел как вследствие разочарования в
идеалах «Бури и натиска», так и в результате изучения кантовской философии и
увлечения идеями франкмасонства.
Драма «Дон
Карлос», написанная на материале испанской истории, хорошо отразила этот
перелом уже даже формально: в отличие от ранних пьес, герои которых говорили
простым языком, «Дон Карлос» написан классическим пятистопным ямбом, ее главным
героем является не представитель «мещанского сословия», а придворная особа;
одной из центральных идей драмы является идея реформирования общества просвещенным
правителем.
После «Дон
Карлоса» Шиллер все больше погрузился в изучение античности и кантовской
философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных
гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую
очередь как эстетический феномен. Шиллеру видится в античности «благородная
простота и умиротворенное величие», обуздание «хаоса». Возродив форму античного
искусства, по его мнению, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного
«детства человечества». Свои мысли о значении античности Шиллер выразил в двух
программных стихотворениях: «Боги Греции» и «Художники» (1788 г.).
В 1787 Шиллер
переехал в Веймар, где издает журнал «Талия», сотрудничает в «Немецком
Меркурии». Он завершает «Историю отпадения Нидерландов», публикация которой
принесла ему славу выдающегося исследователя истории. Вскоре по ходатайству
Гете Шиллер получает должность экстраординарного профессора истории и философии
в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцати летней
войны.
В первой половине
1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, но пишет ряд
философских сочинений: «О трагическом в искусстве» (1792 г.), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795 г.), «О возвышенном» (1795 г.).
В это время, в тесном сотрудничестве с Гете, Шиллер пишет
баллады. Они воспринимаются как отголоски тех стародавних времен, когда разного
рода поверья и предания, соседствуя с реальностью, сливались в прихотливые
фольклорные образы: «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Перчатка».
«Геро и Леандр», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург».
Важное место в
поэзии Шиллера занимает «Песнь о колоколе», где развиваются параллельно две темы. Поэт скрупулезно воспроизводит
весь процесс отливки колокола, звон которого сопровождает человека на всех
этапах многотрудной жизни, и саму эту жизнь в важнейших фрагментах обобщенной
биографии. Это гимн труду человека, прославление его мощи, ума, силы его рук.
Наиболее
плодотворным в плане драматургии было последнее десятилетие творческого пути
Шиллера: он создает трилогию «Валленштейн» (1799 г.), драмы «Мария Стюарт» (1800 г.), «Орлеанская дева» (1801 г.), «Вильгельм Телль» (1804 г.), неоконченную трагедию «Дмитрий» (1805 г.), в которых художественному анализу
подвергнуты поворотные этапы в истории европейских народов.
В «Валленштейне» драматург обращается к истории Тридцатилетней
войны, когда командующий имперскими войсками герцог Валленштейн пытается
прекратить междоусобицу и объединить Германию. Герой показан в критический
момент германской истории, но, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек
может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена
чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между
личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и
моральным долгом возможно лишь в гибели героя.
В драме «Вильгельм Телль», в основе которой лежит легенда об искусном стрелке,
Шиллер попытался показать не только развитие одного человека (первоначально Телль
- покладистый крестьянин, в финале - политически сознательный бунтарь), но
эволюцию целого народа от «наивного» к «идеальному»; драматическая коллизия
заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от
австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, поскольку
«народ может заниматься лишь «самозащитой», а не «самоосвобождением».
Пьеса «Дмитрий», основанная на событиях русской истории и
посвященная трагической судьбе самозванца Дмитрия, искренне верящего в то, что
он сын Ивана IV, осталась не завершенной: 9 мая 1805 г. Шиллер скончался с пером в руках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий