В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение. Конечно, преувеличением было бы приписывать все изменения в этой сфере духу Ренессанса, но он обострил те тенденции к красоте и комфорту, которые развивались до него.
Столовая посуда обогатилась новыми предметами и стала значительно изящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием «нефы», так как по форме четко повторяли корабли. Встречались судки в форме сундуков, башен, зданий. Они предназначались для пряностей, вин, столовых приборов. Генрих III Французский в один из таких нефов клал перчатки и веер.
Сосуды для вина
назывались «фонтаном», имели различную форму и обязательно краны внизу.
Подставками для блюд служили треножники. Почетное место на столах занимали
солонки и конфетницы из драгоценных металлов, камня, хрусталя, стекла, фаянса. Появились
салатницы: большие эмалированные подносы с многочисленными углублениями для
разных видов салата. Столы украшали также различные скульптурные группы и
фигуры.
Больше стало
посуды из стекла — одноцветного и цветного. Лучшие образцы были декорированы
эмалью, металлом и даже хрусталем. Наиболее распространенной формой сосудов
были кубки и бокалы. Но появляются стаканы и кружки. Нередко сосудам придавали
форму животных, людей, птиц, обуви и т.д. Фантазия мастеров-удальцов была
неисчерпаема: изобретались кубки, которые с помощью механизмов передвигались по
столу или увеличивались в объеме, кубки с часами и т.д. В народной среде
пользовались грубой простой деревянной и глиняной посудой.
Европа издавна
познакомилась с ложкой; ранние сведения о вилке восходят к XI—XII вв. Тем не менее нож по-прежнему оставался главным орудием за столом.
Большими ножами нарезали мясо на общих блюдах, с которых каждый брал для себя
кусок своим ножом или руками. И хотя в лучших домах подавали салфетки и почти
после каждого блюда гостей и хозяев обносили посудой с ароматизированной водой
для мытья рук, скатерти приходилось менять не один раз в течение обеда.
Почтенная публика не стеснялась вытирать о них руки.
Столовой ложкой
стремились обеспечить уже каждого из сидящих за столом. Но случались дома, в
которых ложек не хватало на всех — и гости или приносили ложку с собой, или как
в старину твердую пищу брали руками, а в соус или похлебку погружали свой кусок
хлеба. Вилка прижилась раньше всего у итальянцев. Но они еще долго не могли
завоевать симпатии европейцев.
Не лучше обстояло
дело с бокалами и тарелками. Все еще бытовал обычай ставить одну тарелку для
двух гостей. Но случалось, что суп продолжали черпать своей ложкой из супницы.
Индивидуальные кубки и бокалы — тоже не безусловное правило даже в высшем
свете. Например, во Франции в конце XVI в. пользование индивидуальными приборами еще не
укоренилось в обществе, поэтому Монтень, путешествуя по Швейцарии, отмечал, что
здесь даже в трактирах у каждого посетителя есть свои ложка, нож, тарелка и
сосуд для питья.
В застольях эпохи
Возрождения оживали греческая и римская традиции. Сотрапезники наслаждались в
приятном обществе отменной едой, вкусно приготовленной и красиво поданной,
музыкой, театральными зрелищами, беседой. Важную роль играл антураж праздничных
встреч. Большинство из них проходило в домашней обстановке, в залах. Но в
теплое время года, в летнюю жару гостей могли принимать и вне дома: во
внутреннем дворике, в саду, в лоджии дома-палаццо.
Гости
располагались на богато украшенных скамьях, в тени деревьев, около фонтана. Их
взору представали прекрасные скульптуры и расхаживавшие по дорожкам павлины,
цесарки и другие экзотические птицы, слух услаждали певчие птицы и музыка. На
столах были расставлены вазы с плодами и сосуды с вином. Ученые беседы
перемежались с танцами под аккомпанемент лютни, декламацией стихов, чтением
новелл, музыкой, выступлениями артистов.
Банкеты в
помещениях выглядели несколько иначе. Интерьер по этому случаю специально
оформлялся. Стены зала или лоджии увешивались тканями и гобеленами, богатым
шитьем, цветами и лавровыми гирляндами, увитыми лентами. Гирляндами украшали
стены и обрамляли семейные гербы. У главной стены помещался поставец с «парадной»
посудой из драгоценных металлов, камня, стекла, хрусталя и фаянса.
В зале ставили три
стола в форме буквы «П», оставляя в середине пространство как для разносчиков
блюд, так и для увеселений. Столы покрывались красивыми, богато вышитыми
скатертями в несколько слоев. Гости рассаживались с внешней стороны стола —
иногда попарно дамы с кавалерами, иногда отдельно. За главным столом
располагались хозяин дома и высокие гости.
В ожидании трапезы
присутствовавшие пили легкое вино, закусывали его сухими фруктами, слушали
музыку. За этим следовало первое блюдо. Лакеи разносили его так, чтобы поразить
гостей. Главной фигурой в это время становился дворецкий, в обязанности
которого входило по правилам нарезать кушанье и раскладывать его на обычных
блюдах, расставлявшихся потом по столам. Перерыв между двумя переменами блюд
использовали для того, чтобы убрать со стола, сменить скатерти. В это время
гости развлекались зрелищами, танцами, музыкой, театральными представлениями.
Среди последних в моду вошли балеты и музыкальные спектакли, предшественники
оперы.
Главная идея,
которую преследовали устроители пышных застолий, — показать великолепие,
богатство семьи, ее власть. От банкета могла зависеть судьба предстоящего
брака, имеющего цель объединить процветающие семьи, или судьба делового
соглашения и т.п.
Богатство и
могущество демонстрировались не только перед равными себе, но и перед
простолюдинами. Для этого было как раз удобно устраивать пышные пиры в лоджии.
Мелкий люд мог не только поглазеть на великолепие власть имущих, но и
приобщиться к нему. Можно было послушать веселую музыку, потанцевать, принять
участие в театральной постановке. Но самое главное — «на дармовщинку» выпить и
закусить, ибо было принято раздавать бедным оставшуюся еду.
Времяпрепровождение
за столом в компании становилось обычаем, широко распространившимся во всех
слоях общества. Таверны, трактиры, постоялые дворы отвлекали посетителей от
монотонности домашней жизни. Там можно было приятно провести время: пообщаться
с приятелями, послушать новости, сыграть в карты, кости, найти подружку,
выпить, вкусно поесть. Все это свидетельствовало о том, что общество преодолевало
былую относительную замкнутость и становилось более открытым и коммуникативным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий